Курс валют:
$59.9533
€ 63.5445
Сегодня:
Пятница
24 марта 2017 года

Новости Васильевского района

10.06 11 июня состоится праздничное мероприятие, посвященное Дню России

18.01 Сегодня на Стрелке В.О. прозвучит военно-исторический артиллерийский салют

16.01 С 14 января вступают в силу распоряжения ГАТИ об ограничении движения

29.12 7 января состоится уличный семейный праздник «Семейный сход»

29.12 Декада спорта и здоровья

06.12 8 ледовых площадок и три лыжные трассы подготовят для любителей зимних видов спорта

05.12 Ребятишки развесят в Шкиперском саду кормушки для птиц

04.12 На Васильевском острове заработали три новых светофора

30.11 1-го и 2-го декабря в дневное время движение на Дворцовом мосту будет открыто

13.11 Изменения в работе маршрутов автобусов № 100, 47, троллейбуса №9

13.11 С 15 ноября в ночное время движение по Дворцовому мосту будет закрыто

13.11 В районе реализуется программа обеспечения безопасности дорожного движения


Улицы Васильевского острова


Большой проспект

Большой проспект Проходит от 1-й линии до Наличной улицы. Длина - около 3280 метров.

Один из старейших проспектов города, он исторически складывался как главная магистраль Васильевского острова. Около 1710 года был проложен в виде просеки, продолжившей до взморья направление поперечной аллеи регулярного парка Меншиковской усадьбы. Разрабатывая проект планировки острова, утвержденный в 1716 году, Д. Трезини использовал трассу просеки как главную планировочную ось прямоугольной сети линий и пересекающих их проспектов.

Первоначально на планах именовался Большим каналом, отражая проекты планировки Васильевского острова первой четверти XVIII века. Правда широкий судоходный канал так и остался неосуществленной идеей. Но именно благодаря этому проекту проспект получил значительную ширину - более 85 метров. В 1730-х годах именовался - Большой перспективой улицей, Большой перспективой или Большой проспективой. В 1780-х годах появился существующий вариант - Большой проспект. В 1918-1922 получил название в честь австрийского социалиста - проспект Фридриха Адлера, а в 1922-1944 годах проспект Пролетарской Победы. В 1944 году проспекту было возвращено его историческое имя.
Застройка сначала была в основном деревянная и в 1730-х годах доходила до 13-й, а в 1750-х - до 18-й линии. В конце ХVIII века были застроены и участки вблизи Галерного селения. Но оставалась неосвоенной нечетная сторона проспекта, который ограничивал Смоленское поле.

В 1730-х годах предполагалось разбить бульвары по обеим сторонам магистрали, но в XVIII веке эту идею так и не реализовали. А в 1809 году землю придали тем домам, перед фасадами которых она находилась. Ее нельзя было застраивать, а палисадники предлагалось обнести сквозной оградой. На месте дренажных канав, окаймлявших проезжую часть, в 1808-1811 годах от 1-й до 6-й линии проложили кирпичные галереи и над ними разбили аллеи. Автором проекта был архитектор Л. Руска. Писатель середины XIX века И. И. Панаев отмечал: "Вы идете как будто по большой аллее сада, потому что домов не видать за кустами и деревьями. За 7-й линией появляются уже деревянные мостки вместо плитных тротуаров; экипажи все реже и реже; за 12-й линией вам попадаются только извозчичьи дрожки, и то изредка. Здесь и пешеходов-то немного...".

1870-е годы явились началом больших инженерных работ - прокладки линии конно-железной дороги, по которой в 1907 году пошел трамвай, сооружение водопроводной магистрали. Важным этапом развития проспекта явилась застройка его со стороны Смоленского поля - от 21-й линии до нынешней Детской улицы. Продолжалось возведение многоэтажных доходных домов.

За Косой линией проспект сужается, здесь уже нет бульваров по четной стороне. Хотя по проектам планировки острова он и здесь должен был сохранять прежнюю ширину. Его нарушение относится к концу XVIII века, и постепенно здесь возникла каменная застройка. В 1884 году сужение проспекта было официально закреплено. Правда, на нечетной стороне проспекта, на Смоленском поле, где строились здания городского ведомства, отводилась полоса для садов. И до Детской улицы проспект на нечетной стороне почти сохраняют прежнюю красную линию. В 1950-х годах сквер был продлен до улицы Шевченко.

Сразу после революции проспект стал административным и общественным центром района - здесь разместились райком партии, а затем и райсовет. Ныне располагается администрация района.
В 1922 году архитектурная мастерская, руководимая И. А. Фоминым, создала проект, которым предусматривалось объединить все бывшие частные сады на проспекте в длинные бульвары по обеим сторонам мостовой. Его реализовали на участке от 1-й до 6-й линии. В 1927 году архитекторы Л. А. Ильин и В. В. Данилов и садовый мастер Р. Ф. Катцер разработали новый проект в развитие идеи Фомина: вместо одного проезда устроили три - два боковых и один центральный, шириной 19 метров, для транзитного транспорта. Широкие бульвары пролегли до 24-й линии. С 1994-1997 годов их от проезжей части отделяет металлическая решетка. Она изготовлена в ТОО "Олимп", основанном на базе предприятия "Эскалатор".

Во время блокады магистраль оказалась в зоне интенсивных обстрелов и бомбардировок. Многие здания получили повреждения, деревянные строения были разобраны на топливо.
В конце 1940-х и первой половине 1950-х годов на месте разрушенных домов - преимущественно у Смоленского поля и Гавани - были выстроены жилые и общественные здания в формах неоклассицизма. В 1953 году сняли трамвайные пути, заменили булыжное покрытие асфальтобетонным. В 1954 году открылось троллейбусное движение. Были установлены монументальные осветительные колонны художественного литья, изготовленные по эскизам архитектора В. С. Василь-ковского и скульптора В. В. Исаевой.

К 1968 году закончилось формирование прибрежной площади Морской Славы, сооружение причалов Ленинградского морского пассажирского вокзала. Тогда же были смонтированы три выставочных павильона на берегу, а в 1982 году завершилось сооружение здания Морского вокзала. Магистраль вышла к Финскому заливу.

Застройку проспекта открывает здания относящиеся к лютеранской церкви Святой Екатерины - № 1/20. В центре ансамбля - кирка, построенная по проекту выдающегося зодчего Ю. М. Фельтена в 1768-1771 годах. На проспект выходит ее главный фасад с четырехколонным дорическим портиком. В 1902-1903 годах по проекту архитектора Л. X. Маршнера по обеим сторонам портика пристроили помещения для лестниц, а статуи святых Петра и Павла перенесли из ниш по сторонам входа в ниши этих пристроек. Здание увенчано небольшим куполом на высоком барабане, игравшим роль архитектурной доминанты среди невысокой застройки этой части проспекта в конце XVIII и первой половине XIX века.
В 1783-1784 годах архитектор А. И. Жерве возвел часть дома, выходящего на 1-ю линию под № 20, - ту, которая примыкает к участку № 22. В 1807-1808 годах строитель И. И. Щербаков присоединил вторую часть - она оформила угол 1-й линии и проспекта. В 1830-1850-х годах обе они перестраивались. Из архитектурных деталей первоначального убранства сохранилась легкая кованая решетка балкона со стороны 1-й линии.
В 1859 году архитектор В. Я. Лангваген реставрировал кирку и одновременно возвел по левую сторону ее каменный четырехэтажный жилой корпус, оформивший угол проспекта и нынешней улицы Репина. Во время войны его угловая часть была разрушена бомбой. При восстановлении дома в 1946 году фасады получили классицистическую обработку по образцу симметричного ему дома на углу 1-й линии (архитектор Ф. 3. Мазель).

На фасаде дома № 1/20 сохранилась мемориальная доска с отметкой уровня и надписями по-русски и по-немецки: "Высота воды 7-го ноября 1824 г.".

Среди жителей этих домов в 1860-х годах был адъюнкт Академии наук Л. И. Шренк, впоследствии академик. Зоолог по специальности, он исследовал Сибирь и Дальний Восток. В этом доме он работал над "Очерками физической географии Северо-Японского моря" и другими крупными трудами.

В 1864 году жил выдающийся журналист Г. 3. Елисеев, который в то время вел отдел внутренних обозрений в знаменитом журнале "Современник".

В 1915 году тут родился и до ареста в 1937 году жил Г. С. Жженов, впоследствии народный артист СССР. С 1927 по 1948 год, со стороны улицы Репина, находилась квартира выдающегося филолога-романиста академика В. Ф. Шишмарева. В то время он заведовал кафедрой университета. На основе его уникальной личной библиотеки, складывавшейся с 1890-х годов, в университете создали научный кабинет романской филологии имени В. Ф. Шишмарева. До конца 1960-х годов в этой квартире жили члены его семьи - известные ленинградские графики Т. В. Шишмарева, В. А. Власов и Б. В. Власов.

В 1930-х годах в этом доме была квартира преподавателя Горного института Б. В. Бокия, впоследствии крупного шахтостроителя и исследователя физико-механических свойств горных пород.

Кирку занимали различные организации. Последними среди них были в 1970-х годах - один из отделов ленинградского филиала института "Гидропроект" имени С. Я. Жука, а в 1980-х - фирма "Мелодия". В конце 1990 года вновь начались церковные службы.

Перед ней в ноябре 1918 года к годовщине Октябрьской революции был открыт памятник "Красногвардеец", скульптор В. Л. Симонов. Возле него собиралось пополнение василеостровских отрядов Красной гвардии. Гипсовый монумент простоял пять лет.

За улицей Репина - дом № 3/16. Возведенный в первой половине XIX века, он первоначально был двухэтажным. В 1883 году архитектор А. И. Жоффрио надстроил его третьим этажом. Перестройка дома в 1907 году были проведена под руководством архитектора Б. И. Гиршовича.

В 1900-х годах владельцем участка стал крупный банкир М. А. Соловейчик, директор Сибирского банка, член Совета фондового отделения Петербургской биржи. Помимо квартиры хозяина здесь была контора Общества Сызранско-Печорской асфальтовой и горной промышленности. В начале XX века тут жили университетский профессор истории В. В. Святловский и инженер-технолог А. В. Печаткин, владевший большой писчебумажной фабрикой на Уральской улице.
В 1875-1876 годах на месте деревянного особняка архитектор К. К. Андерсон возвел пятиэтажный доходный дом для купца Ю. А. Ломача - № 5. Среди тех, кто снимал здесь квартиры, в 1892-1894 годах был редактор первого в России научно-популярного журнала по метеорологии и климатологии "Метеорологический вестник" А. И. Воейков. К этому времени он был широко известен в стране и за рубежом как автор капитального труда "Климаты земного шара, в особенности России".

Угловой участок № 7/15 начал застраиваться в 1720-1730-х годах небольшими деревянными домами и службами. Во второй половине XVIII века он принадлежал портному Б. Риттеру. В 1777 году был приобретен секунд-майором Петровым, от которого в 1788 году перешел к статскому советнику И. В. Яворскому, а в 1791-м - к семье флотского кригскомиссара М. Б. Лебядникова.

В 1780-х годах в доме Петрова жил садовник Розенкранц, продававший луковицы голландских тюльпанов и других цветов. Это был один из первых цветочных магазинов на Васильевском острове.

Каменный дом в четыре этажа, на углу 2-й линии, был возведен для художника П. И. Шварца в 1861 году. Спроектировавший его видный петербургский зодчий Е. И. Винтергальтер в 1880-х годах сам стал его хозяином. В 1914 году для очередного владельца архитектор И. Б. Калиберда надстроил здание пятым, шестым и мансардным этажами.

Среди жителей дома в 1920-1960-х годах был университетский профессор А. Ф. Добрянский, автор капитального исследования "Геохимия нефти".

С 1890-х по 1910-е годы здесь находились скульптурные мастерские А. И. Вейценберга и К. И. Мекки. Словно поддерживая традицию, в этом же доме в 1950-1970-х годах жили скульпторы А. А. Айриев и Б. Я. Воробьев - автор фарфоровых фигурок животных, широко тиражировавшихся заводом имени М. В. Ломоносова.

На углу 3-й линии каменный двухэтажный дом № 9/6 появился еще в середине XVIII века. В 1820-х годах он принадлежал виноторговцу Завьялову, а в 1860-х перетлел к купеческой семье Кенигов. Ее винные погреба занимали подвал. В 1914 году вместо каменной ограды, выходившей на 3-ю линию, архитектор М. М. Синявер построил одноэтажные магазины. В советское время их помещения приспособили для производственных целей, уличные входы переделали в окна. Неоднократно реконструировалось и само здание. После войны его надстроили третьим и четвертым этажами.

В 1890-х годах здание арендовала Василеостровская женская гимназия, в 1920-х ряд помещений занимало Общество исследования культуры финно-угорских народов, с 1930-х - завод гидрогеологических приборов, затем - НИИ научного приборостроения. Ныне здесь консульство Таиланда.

Участок № 11 в 1791 году был куплен владельцем крупной частной типографии И. К. Шнором, построившим к 1795 году каменный дом. Шнор издавал Фонвизина, Державина, одну из первых русских поэтесс А. И. Бунину. На купленном у него станке А. Н. Радищев печатал "Путешествие из Петербурга в Москву". В 1830-х годах дом принадлежал столичному обер-полицмейстеру И. В. Гладкову.

В 1874 году по проекту Е. И. Винтергальтера дом надстроили третьим и четвертым этажами.

Среди жителей в 1898-1900 годах был крупный ученый - лингвист, педагог и музыковед С. К. Булич, который преподавал русский язык в университете и одновременно вел кафедру русского и церковнославянского языка в Историко-филологическом институте. В 1898-1907 годах там жил скульптор Н. А. Лаверецкий, автор бюстов Александра II, певца О. А. Петрова, Екатерины П. В этот последний период творчества он закончил портрет графини А. Г. Шереметевой.
На участке № 13 двухэтажный каменный дом появился на рубеже XVIII и XIX веков. В 1802 году его купил член Коммерц-коллегии статский советник П. И. Литке. Здесь провел детские годы его сын - впоследствии знаменитый мореплаватель Ф. П. Литке.

В 1837 году квартиру в этом доме снимал выдающийся астроном, основатель Пулковской обсерватории В. Я. Струве. В 1840-1844 годах дом принадлежал известному зодчему А. П. Брюллову, переделавшему его интерьеры. Отсюда Брюллов переехал на Кадетскую линию. С 1840-х годов участок принадлежал купцу Вас. А. Фролову, а затем крупному оптовому торговцу А. И. Тименкову, который возглавил фирму "Фролов и Тименков". В начале XX века здесь был 1-й полицейский участок Васильевской части, а в 1918 году - комендатура 1-го подрайона Васильевского острова.

На месте старого здания в начале 1950-х годов возвели новое, пятиэтажное, по проекту архитектора Б. М. Серебровского.

Крупный четырехэтажный дом № 15/5 занимает по проспекту два старинных участка. На одном из них, угловом, во второй половине XVIII века стоял каменный дом. Он принадлежал переводчику Ф. А. Галченкову, который в 1783 году открыл здесь одну из первых частных типографий столицы. Через два года он принял в компанию книгопродавца Е. К. Вильковского, и тот с 1788 по 1797 год продолжал дело самостоятельно. Несколько лет типография печатала учебники для Комиссии об учреждении народных училищ, занимавшейся реформой образования: "Всемирную историю", "Краткое руководство к математической географии и к познанию небесного шара" и еще десятки названий. Издавались и другие книги, которые продавались тут же в лавке.

Издательское дело оказалось традиционным для этого дома. В 1840-1841 годах, когда участок принадлежал художнику П. И. Угрюмову, здесь находилась редакция "Художественной газеты", выходившей один раз в две недели. В это время ее издание и редактирование принял от известного писателя Н. В. Кукольника журналист и талантливый переводчик А. Н. Струговщиков. Газета широко освещала художественную жизнь не только Петербурга и России, но и Европы. В критических статьях она оценивала состояние живописи, скульптуры, декоративного искусства своего времени, подробно рассматривала творчество русских и зарубежных художников.

В 1860-х годах тут издавалась газета на латышском языке. Редактировал ее молодой литератор К. Барон, впоследствии собиратель латышских народных песен, писатель и общественный деятель. Тогда же среди жителей дома были видные петербургские зодчие И. А. Варнек и Ф. И. Габерцетель.

В 1830-1850-х годах дом на правой стороне участка принадлежал учителю литературы в благородном пансионе И. С. Ленинскому. На этой должности он заменил будущего декабриста В. К. Кюхельбекера. Известен разбор "Славянской грамматики" Пенинского Кюхельбекером.

В 1870-х годах оба участка приобрел крупный заводчик Л. Е. Кениг. Желая получить хороший проект большого доходного дома, он объявил конкурс, в котором победил автор ряда особняков, дач и других построек К. К. Рахау. В 1878-1879 годах он возвел существующее здание.

В 1905-1906 годах здесь была квартира живописца Н. К. Рериха. В 1900-1910-х годах в этом доме жили крупные петербургские зодчие Н. И. Алексеев и А. А. Полещук, построившие ряд зданий на Василь-евском острове.

Угол проспекта и 5-й линии (№ 17/16) широко известен в истории города как место, где стоял дом Г. В. Рихмана - исследователя в области теплофизики и электричества, современника и друга М. В. Ломоносова. Именно с этим адресом связано событие 26 июля 1753 года, когда Рихман погиб от разряда молнии.

На аксонометрическом плане Петербурга, исполненном под руководством П. Сент-Илера и И. Соколова в 1764-1773 годах, этот дом показан одноэтажным, на подвалах, семи окон по фасаду. Он не сохранился. На его месте в 1780-1790-х годах возвели каменный угловой дом. Несмотря на многократные реконструкции, он сохранил черты жилого здания конца XVIII - начала XIX века: три этажа, классическая обработка фасада, балконы на гранитных кронштейнах.

В середине и второй половине 1860-х годов первый этаж занимали кухмистерская Т. Н. Мазановой и ее же дешевые меблированные комнаты для студентов. Среди ее жильцов был молодой художник А. И. Куин-джи, приехавший в столицу учиться. Сюда к нему приходили студенты Академии художеств И. Е. Репин и В. М. Васнецов. Репин вспоминал: "Мы как-то быстро подружились и часто начали ходить к Мазанихе, где жил Куинджи, втроем, бывало, кричали и спорили до двух часов ночи".

В 1858-1866 годах одну из квартир арендовала домашняя учительница Э. П. Шаффе для своей частной гимназии. В 1868 году она основала и детский сад, явившийся одним из первым в нашем городе.

Переменив ряд адресов, гимназия вернулась сюда и с 1871 года занимала весь дом, так как к тому времени она получила статус перворазрядного учебного заведения. Для ее нужд переделывались помещения, возводились пристройки. Но для того, чтобы обеспечить учебный процесс на уровне, соответствующем начинавшемуся XX веку, архитектор К. К. Шмидт по заказу приемного сына Э. П. Шаффе - инженера-электрика Л. И. Шпергазе - построил в 1907 году специальный корпус. Четырехэтажный, он выходит главным фасадом на 5-ю линию. Его фасад отличается предельной строгостью и лаконизмом композиции и является примером позднего модерна, тяготевшего к конструктивизму.
В гимназии Шаффе учились дочери Д. И. Менделеева - Любовь и Мария. В 1904 году с дипломом "домашней наставницы" гимназию закончила Елена Кареева, дочь известного историка и сама в будущем писательница - Е. Н. Верейская.

Сейчас в доме по 5-й линии по-прежнему находится школа. А в угловом доме до начала 1990-х работали ясли-сад № 13 Василеостровского района.

В 1978-1979 годах архитектор П. М. Харитонов пристроил к гимназическому корпусу бассейн.
Трехэтажный дом № 19/9 был возведен в 1817-1818 годах. Он оформил угловой участок проспекта и Волжского переулка. В 1860-х годах его владельцем стал граф Г. А. Кушелев-Безбородко. Он основал тут приют для младенцев, который также обеспечивал небогатые семьи кормилицами. В начале XX века он именовался Василеостров-ским Мариинским приютом.

По другую сторону Волжского переулка - участок № 21, по 6-й линии - № 11. В 1731 году тут было закончено возведение деревянной церкви, которую в 1732 году освятили в честь Святого апостола Андрея Первозванного. Деньги на ее постройку завещал один из первых кавалеров ордена - генерал-адмирал граф Ф. М. Апраксин. В 1744 году церковь получила статус собора. Возле него возникло кладбище. В 1761 году собор сгорел от молнии. Новый каменный собор, спроектированный архитектором А. Ф. Вистом, заложили в 1764 году и строили около пятнадцати лет. Пластичность форм, усложненность и динамизм силуэта собора характерны для стиля барокко. В 1848-1850 годах архитектор Н. П. Гребенка пристроил боковые приделы. В 1858 году по проекту и под наблюдением крупного столичного зодчего А. М. Горностаева интерьеры были отделаны заново. До нашего времени сохранился резной деревянный иконостас большой художественной ценности. Над главным входом в собор укреплена деревянная резная композиция: орденский знак святого Андрея Первозванного, поддерживаемый херувимами.

С 1970-х годов собор занимали фонды Института этнографии АН СССР, а в 1990-х здесь возобновились службы. В 1998 году вновь утвержден орден Андрея Первозванного.

Рядом с собором по 6-й линии стоит церковь Трех Святителей (см.: 6-я линия, № 11).

Участок № 23/24 на углу проспекта и 7-й линии в 1740-х годах принадлежал видному государственному деятелю, сенатору В. Я. Новосильцеву, являвшемуся в то время президентом Мануфактур-коллегии. Здесь стоял деревянный дом. Во второй половине XVHI века возвели угловое каменное здание. В 1800-х годах оно имело три этажа, Без значительных переделок просуществовало до капитального ремонта 1960-х годов, в результате которого стало пятиэтажным.
С середины XIX века здание занимал трактир "Золотой олень", называвшийся также просто "Олень". Его сад, обнесенный оградой, занимал часть нынешнего бульвара на проспекте. В саду имелся кегельбан, стояли столики, играл оркестр. Осенью 1863 года один из гостиничных номеров трактира снял девятнадцатилетний И. Е. Репин, впервые приехавший из Чугуева.

Огороженный палисадник с беседкой был и перед домом № 25, который до конца XIX века оставался деревянным. Там с 1827 по 1836 год жил Е. А. Энгельгардт, второй по счету директор Царскосельского лицея. Почти все бывшие воспитанники лицея бывали у него в гостях на дружеских обедах, которые он устраивал в дни годовщин.

В 1900-1901 годах техник М. А. Андреев на месте деревянного возвел каменный пятиэтажный доходный дом на высоком полуподвале. Перед революцией здесь жил художник Е. М. Чепцов, широко известный своей картиной "Заседание сельячейки". Больше сорока лет - с 1916 по 1957 год - этот адрес был связан с именем профессора химии Технологического института В. Я. Курбатова, гораздо более известного как автор архитектурных путеводителей "Павловск" и "Петербург", вышедших перед первой мировой войной. В них он напомнил о сокровищах петербургской архитектуры барокко и классицизма. После революции он стал активистом Отдела охраны памятников искусства и старины при Комиссариате искусств.

На участке № 27 в 1830-1840-х годах возвели каменный трехэтажный дом. В 1912 году гражданский инженер А. А. Гимпель надстроил его четвертым и пятым этажами, продлил до № 25. Почти двадцать лет -с 1918 по 1937 год -здесь была квартира живописца и крупного педагога В. Е. Савинского. В этот период он руководил мастерской, оставленной по болезни его учителем П. П. Чистяковым. В этот, последний период своего творчества он работал главным образом в акварели. В настоящее время сохраняется его мемориальная мастерская.

В XVIII и первой трети XIX века на углу проспекта и 8-й линии стоял деревянный особняк - № 29. В 1801 году его купил живописец по финифти академик П. Г. Жарков, автор многочисленных миниатюр на меди и кости. Многие из них он исполнил по заказу Екатерины II, которая предназначала их для подарков. Это был последний год жизни большого мастера, незадолго перед тем завершившего преподавательскую деятельность в Академии художеств.
В 1836 году на месте особняка архитектор П. И. Габерцетель возвел угловой четырехэтажный дом. В 1840-х годах он перешел к аптекарю А. Р. Гедике, затем к его сыну Р. А. Гедике, одному из крупных петербургских зодчих второй половины XIX века, и принадлежал этой семье до самой революции.

Одну из квартир в 1860-х годах занимали редакции трех журналов - "Натуралист" под руководством Д. С. Михайлова, "Учитель" и "Чтение для юношества". Оба последних редактировал Г. 3. Елисеев. С 1890-х по 1915 год в этом доме жил видный петербургский зодчий, педагог и общественный деятель А. К. Бруни.

В ходе послевоенной реконструкции проспекта в конце 1940-х начале 1950-х годов здание надстроили пятым этажом. В 1986 году со стороны 8-й линии было открыто одно из первых в городе бистро.
На углу проспекта и 9-й линии большой участок (№ 31/14-16) с садом и деревянными строениями в 1760-х годах принадлежал выдающемуся поэту и драматургу А. П. Сумарокову. В тот период появились его трагедия "Вышеслав", комедии "Опекун", "Лихоимец", "Нарцисс" и другие.

Этот участок в 1783 году приобрела жена знаменитого портретиста Д. Г. Левицкого. Здесь художник работал над полотном "Портрет Екатерины II -- Законодательницы", создал портреты детей семьи Воронцовых и дочерей великого князя Павла Петровича. Весной 1783 года из-за ослабления здоровья Левицкий оставил преподавание в Академии художеств, а через два года покинул свое владение.

В начале XIX века владельцем дома стал известный хирург И. 3. Кельхен - основатель и директор Обуховской больницы, управляющий Медицинской коллегией. В 1866 году в деревянном доме,
сохранявшемся здесь, снимал квартиру руководитель московского революционного кружка "ишутинцев" И. А. Худяков.

Этот участок в 1878 году купили известный ученый-палеонтолог В. О. Ковалевский, его жена, первая женщина-математик С. В. Ковалевская, а также ее брат - кандидат математических наук Ф. В. Кор-вин-Круковский. Супруги Ковалевские поселились в деревянном угловом доме. Для продолжения своих исследований им необходимо было создать прочную материальную базу. В то время едва ли не единственным путем было домовладение. Примером для них был видный ботаник, и в то же время домовладелец и содержатель бань М. С. Воронин (см.: набережная Лейтенанта Шмидта, № 11/2). Поэтому Ковалевские в 1878-1879 годах по проекту архитектора П. Ю. Сюзора возвели со стороны 9-й линии (№ 16) пятиэтажный доходный дом, а во дворе бани. Деньги на постройку одолжила им и подруга Софьи Васильевны, математик Ю. В. Лермантова. Стройка не дала желаемой прибыли, а лишь разорила владельцев. Впоследствии участок пришлось продать. До нашего времени бани, именовавшиеся "Андреевскими", не сохранились - их снесли в начале 1980-х годов.

В угловом деревянном доме в конце XIX и начале XX века там находился ресторан "Белый медведь".

В 1956-1962 годах на этом месте возвели монументальное здание по проекту архитекторов Б. М. Серебровского и П. И. Трубникова и инженера А. М. Фундылера. В начале 1960-х годов его занял НИИ высокомолекулярных соединений АН СССР. Мемориальная доска на фасаде напоминает, что здесь с 1962 по 1967 год работал член-корреспондент АН СССР химик А. А. Коротков. Институт был организован в 1948 году. Он занимается изучением структуры, механических, электрических и других свойств, а также синтезом высокотермостойких, высокопрочных, водорастворимых и биологически активных полимеров. В 1976 году институт награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Небольшие строения, занимавшие участок № 33, не сохранились. В глубине двора остался только четырехэтажный жилой флигель. В начале XX века здесь жил профессор университета, историк античности Ф. Ф. Соколов.
На участке № 35 в 1811-1812 годах в собственном деревянном доме жил астроном академик С. Я. Румовский - вице-президент Академии наук. В течение тридцати лет он издавал ежегодно академический астрономический календарь.
В 1881 году на месте этого особняка архитектор Ф. К. Пунше ль возвел каменное четырехэтажное здание. Одну из квартир в 1887-1888 годах занимал профессор университета И. М. Сеченов, к тому времени уже знаменитый ученый, автор признанного во всем мире труда "Рефлексы головного мозга". Это был его последний петербургский адрес. Отсюда он навсегда переехал в Москву.

Участок № 37/5 на углу проспекта и 10-й линии с 1740-х годов являлся владением статского советника А. К. Нартова - выдающегося механика, конструктора и изобретателя. В этот период он продолжал работу при Канцелярии артиллерии и фортификации - изобрел оптический прицел. Сотрудничал и с Адмиралтейств-коллегией, разрабатывая конструкции опорных частей для шлюзных ворот Кронштадтских доков, которые строились под его наблюдением. Тогда же он проектировал Катальную горку в Царском Селе и заканчивал большую рукописную книгу - пособие для механиков "Театрум Махинарум", в которой описал и изобразил на гравюрах все известные ему станки и инструменты.
В ноябре 1747 года у Нартова нашел временный приют после пожара поэт В. К. Тредиаковский со своей семьей.

С 1756 года, после смерти А. К. Нартова, земля перешла к его сыну Андрею и принадлежала ему до 1813 года. В этот период А. А. Нартов участвовал в создании Вольного экономического общества, где он был секретарем, а затем президентом. Один из патриотов-просветителей, он переводил на русский язык труды по истории, философии, металлургии, минералогии, имел собственные литературные произведения и был избран президентом Российской академии.
В середине 1850-х годов здесь жил портретист, академик живописи С. С. Ершов.

В 1862-1863 годах на месте деревянного возвели каменный четырехэтажный дом по проекту Р. А. Гедике. В 1868-1872 годах тут жил книгоиздатель Н. П. Поляков. В этот период он подготовил к изданию на русском языке первый том "Капитала" К. Маркса.

В конце 1890-х годов среди жителей было два известных имени: Д. А. Тимирязев, брат известного ботаника, крупный чиновник Министерства финансов, и М. А. Шателен - будущий крупный ученый-электротехник.
С начала XX века по 1917 год ряд помещений занимало метеорологическое бюро Главного управления землеустройства и земледелия, которым руководил университетский профессор географии П. И. Броунов - один из выдающихся отечественных метеорологов. В 1920-х годах здесь была квартира писателя-символиста Ф. К. Сологуба (Тетерникова).

Деревянный особняк на углу проспекта и 11-й линии (№ 39/14) в 1778 году приобрел только что назначенный обер-секретарем Сената В. И. Крамаренков. Один из учеников и друзей М. В. Ломоносова, он был известен как переводчик на русский язык сочинений Овидия, римских историков, французских просветителей. В 1784 году он продал участок, являясь уже председателем палаты гражданского суда Харьковского наместничества и имея чин статского советника. В 1790-1810-х годах особняк принадлежал тайному советнику М. П. Бакунину, директору Царскосельской земледельческой школы. Живя здесь, он закончил и опубликовал руководство по обрабатыванию полей.

Деревянный дом сохранялся до начала XX века. А в каменных дворовых флигелях с 1878 по 1900-е годы находился небольшой меднолитейный и механический завод, который выпускал водопроводные краны, клапаны и другую арматуру.
В 1912-1914 годах по проекту Н. И. Алексеева возвели существующий ныне шестиэтажный угловой дом. В 1920-1930-х годах здесь жил архитектор С. С. Серафимов - в то время член Петросовета, сотрудник архитектурной мастерской по урегулированию плана Петрограда. Наиболее известна его постройка Дома Госпромышленности и Дома проектных организаций в Харькове. В 1950-1970-х годах в доме жил известный филокартист Н. С. Тагрин. Его коллекция открыток хранится в фондах Государственного музея истории Санкт-Петербурга. С 1960-х годов первый этаж занимает кафе "Фрегат". Его отделку - стилизованные мотивы Петербурга ХУШ века выполнил архитектор И. Акмен.

На месте дома № 41 до 1860-х годов было два участка. Правый - у границы с № 39 - с середины XIX века принадлежал академику живописи Е. И. Ботману, а левый - генерал-майору Н. Я. Бутковскому, состоявшему вице-директором строительного департамента Морского министерства. В 1860-х годах к Ботману перешел и левый участок. Во дворе владелец построил для себя живописную мастерскую. В 1910-х годах это был адрес выдающегося зодчего А. И. Таманова (Таманяна), строившего в тот период в Москве и Петербурге. Впоследствии он уехал в Армению, где создал генеральный план Еревана.

В 1972 году по проекту архитекторов И. П. Журавлевой и Е. М. Стар-чеуса на месте старых строений возвели семиэтажный дом для жилищного кооператива Театра оперы и балета имени С. М. Кирова.

Участок на углу проспекта и 12-й линии (№ 43/7), где стояли деревянные особняк и флигели, летом 1783 года купил молодой скульптор М. И. Козловский и жил здесь до отъезда в 1788 году во Францию. В этот период он работал над мраморными статуями Екатерины II в образе Минервы и Александра Македонского, над барельефами для Концертного зала в Екатерининском парке Царского Села.

В 1840 году был возведен каменный угловой дом в два этажа. В 1876 году архитектор Л. Ф. Шперер надстроил его тремя этажами. С 1893 по 1911 год тут жил востоковед, член-корреспондент Академии наук Д. А. Хвольсон. В 1910-х годах здесь жил экономист, активный деятель Вольного экономического общества С. Н. Ленин. Исследователи предполагают, что именно его фамилию взял как псевдоним В. И. Ульянов-Ленин, так как был знаком с его трудами.
На углу проспекта и 13-й линии стоит шестиэтажный жилой дом № 45/16, облицованный бетонной плиткой. При постройке в 1970-1971 годах он поглотил и соседний участок № 47.

Оба исчезнувших здания были связаны с именами деятелей отечественной культуры и науки. В двухэтажном, с мезонином, доме № 45 в 1860-х годах жил академик В. П. Безобразов, один из крупнейших специалистов по финансово-экономическим проблемам. Он разрабатывал тему экономической политики России и практических вопросов развития промышленности, выступал в печати как публицист - о государственном управлении и земском самоуправлении. Тогда же там жил профессор Горного института Г. А. Иосса, а в начале XX века - другой представитель этой семьи, Н. А. Иосса, ученый-металлург, директор Горного департамента.

Около двадцати лет, с 1910-х по 1931 год, там была квартира академика архитектуры В. А. Покровского. Ведущий мастер неорусского стиля, он проектировал церкви и общественные здания в Царском Селе, Москве, на Украине, создал храм-памятник русской славы в Лейпциге.

В 1919-1921 году здесь же жил известный художник П. А. Мансуров.

Дом № 47 - это был адрес университетского профессора математики и механики О. И. Сомова. Он жил здесь в 1860-х годах, когда был избран академиком.

На обширном угловом участке № 49-51, выходящем на 14-ю линию под № 15, до конца XIX века преобладали деревянные строения. Там во дворе в 1865 году купец Д. Лютер открыл медоваренное заведение, где делали содовую воду, фруктовые лимонады и другие прохладительные напитки. Среди жителей в 1893-1897 годах был специалист по литературе и культуре Древней Греции и Рима университетский профессор Ф. Ф. Зелинский.

В 1897-1899 годах по проекту К. К. Шмидта было сооружено крупное здание Александрийского женского приюта, в котором имелись специально предусмотренные помещения для родильного дома и больницы. При них была квартира директора и главного врача К. Г. Виде-мана, чье имя нынешний родильный дом Василеостровского района носил до 1950-х годов.

Пятиэтажный дом № 53/10, в неоклассических формах, был возведен на углу проспекта и 15-й линии в 1950-х годах для фабрики имени В. Слуцкой. На его месте в 1860-х годах стоял деревянный особняк видного зодчего и инженера Р. Б. Бернгарда. В тот период он сооружал Газовый завод на Обводном канале, перестраивал Обу-ховский мост на Фонтанке, проектировал и строил ряд других зданий.

Под № 55 значатся два дома. Это лишь совпадение, но здесь действительно было когда-то два участка: они объединились еще в 1840-х годах. Левый, ближе к № 57, с 1798 по 1826 год принадлежал выдающемуся минералогу и химику академику В. М. Севергину. Это был завершающий период его научной деятельности. Именно тогда вышли капитальные труды - двухтомный "Подробный словарь минералогический" и "Опыт минералогического землеописания Российскоготосударства", а также другие, ставшие настольными книгами для отечественных исследователей. В своем доме он имел химическую лабораторию и кабинет, где систематизировал уникальную коллекцию минералов.
Позднее оба участка принадлежали графине С. В. Строгановой, которая открыла тут школу земледелия и горнозаводских наук для крестьянских мальчиков из своих имений. К их обучению она привлекала профессоров Горного института.
В 1870-х годах объединенный участок перешел к лютеранской церкви Святой Екатерины. В 1885-1886 годах по ее заказу крупный петербургский зодчий И. С. Китнер построил на правой половине, ближе к № 53, училищный корпус. В 1908 году архитектор А. Р. Гавеман возвел вплотную к нему корпус на левой половине. А перед первой мировой войной академик архитектуры Г. Д. Гримм сделал пристройки со стороны двора. В этих зданиях находились приходское училище, приют, квартиры обслуживающего персонала.

После революции здание занял Василеостровский райком, а затем и районный исполком. С 1936 по 1961 год, когда остров был разделен на два района, здесь размещались Свердловский райком партии и райисполком. Летом 1930 года перед райкомом открыли памятник В. И. Ленину, созданный скульпторами В. В. Козловым и А. В. Крыжановской.

Участок № 57/15 на углу проспекта и 16-й линии, где стояли деревянный дом и флигели, в конце 1880-х годов приобрела семья нотариуса К. Ф. Рериха. В 1902 году, когда она переехала на Галерную улицу, старшему из сыновей - Н. К. Рериху, впоследствии знаменитому художнику, - исполнилось 18 лет.

Один из очередных владельцев участка, архитектор Л. Н. Бенуа, в 1913-1914 годах возвел угловое шестиэтажное здание в неоклассических формах. После революции Василеостровский райисполком занял его под свои комиссии, учреждения и квартиры ответственных работников. С 1927 по 1933 год здесь жил один из организаторов комсомола, видный партийный деятель П. И. Смородин.

Участок № 59/14 на углу проспекта и 17-й линии с 1840-х годов принадлежал евангелическому сиротскому заведению, а позднее - лютеранской церкви Святого Петра. В 1900 году архитектор Е. И. Гельман возвел каменный двухэтажный приют. В советское время его надстроили и разместили в нем лечебные учреждения.

Деревянные строения на участке № 61 в 1820-х годах принадлежали академику живописи Д. И. Антонелли, который писал в основном иконы и портреты. В тот период он исполнял заказы для Александро-Невской лавры, плафон в алтаре дворцовой церкви Царского Села и т. п. Во второй половине XIX века очередной хозяин - купец В. В. Гюрт-лер - организовал тут бетонное и асфальтовое производство, которое в начале XX века перешло к предпринимателю П. Е. Заварзину. В Летнем саду сохранялись крышки канализационных люков "Система Гюртлера". Тогда же одну из построек занимала типография В. Безобразова, где в 1907 году печатался сборник статей Ленина.

В 1950-х годах на месте старых построек возвели шестиэтажный жилой дом. Рисунок его ворот воспроизводит ворота Летнего сада. Ряд помещений занял ленинградский филиал Института машиноведения имени А. А. Благонравова АН СССР, ныне Институт проблем машиноведения РАН. В одной из квартир второго этажа с 1958 по 1970 год жил актер Академического театра драмы имени А. С. Пушкина И. О. Горбачев, впоследствии художественный руководитель этого театра. "С теми годами были связаны самые любимые роли, - вспоминает он. - Это была лучшая пора жизни - расцвет. Перед моими окнами всегда были ветви деревьев -Большой проспект..."

Четырехэтажный дом № 63/17 на углу проспекта и 18-й линии построен в 1843 году архитектором Г. Спиндлером по заказу купца Э. К. Мюнстера. В 1890-х годах его сын, известный типограф А. Э. Мюнстер, перевел сюда свое литографское заведение, где печатал иллюстрации для журналов, календарей, книг. С 1846 по 1849 год здесь снимал комнату, затем небольшую квартиру, молодой преподаватель Горного института Н. И. Кокшаров, впоследствии выдающийся кристаллограф, академик. Его наставником стал профессор Горного института, металлург Г. А. Иосса, живший в этом же доме.

За 19-й линией в 1730-1740-х годах Большой проспект представлял собой просеку через лес. Для путников эта дорога была небезопасна. Известен случай разбойного нападения на М. В. Ломоносова. Лишь необычайная сила и отвага ученого спасли его. Подобная же история описана в мемуарах англичанина Д. Кука.

Лес был вырублен в середине XVIII века, и к началу XIX века справа от проспекта простиралась болотистая низменность, которая называлась Смоленским полем. Местные жители использовали ее как выгон для скота, городские власти видели в ней резерв территории для застройки. По Смоленскому полю во второй половине XIX века начали прокладывать новые улицы, а к 1940-ым годам оно практически исчезло.

В конце ХVIII века на углу Большого проспекта и 19-й линии отвели участок для фуражного двора Кексгольмского полка. В 1806 году место Кексгольмского занял Перновский мушкетерский полк. Но в 1808 году и он покинул остров, освободив место вновь образованному Финляндскому гвардейскому батальону, вскоре развернутому в полк.

В 1818-1820 годах на территории фуражного двора архитектор А. Е. Штауберт построил полковой госпиталь с помещением для домовой церкви Св. Спиридона Тримифундского (дом № 65). Протяженное трехэтажное здание в формах классицизма обращено главным фасадом на проспект. Здесь в 1906 году, к столетнему юбилею полка, был установлен памятник герою войны 1812 года Л. Коренному. После революции, в 1920-х годах, здание занимала Окружная военно-политическая школа имени Ф. Энгельса, клуб "Василеостровский металлист", затем Дом культуры Балтийского завода, ныне дворец культуры "Гавань". Ряд залов был отведен под экспозицию заводского музея.

Среди деревьев бульвара на углу проспекта и 19-й линии стоит часовня Святого Спиридона, возведенная в 1901-1902 годах в честь столетия полка гражданским инженером С. П. Кондратьевым (№ 67). В 1920-1930-х годах ее занимала скульптурная мастерская, в 1960-1970-х - магазин "Цветы".

Дом № 69/19 на углу 20-й линии - бывший манеж Финляндского полка. Первый манеж, деревянный, был сооружен в 1840 году инженер-капитаном Лихачевым. В 1854 году на его месте завершили строительство каменного. В начале XX века здесь помимо военных занятий устраивались хоккейные соревнования, в 1917 году проходили революционные митинги. В начале 1930-х годов манеж перестроили под хлебозавод, а через 30 лет надстроили вторым этажом. Он именовался Свердловским по названию района. Не прекращал работу даже во время блокады. Ныне это Василеостровский хлебозавод.

Смоленское поле, простиравшееся до 1880-х годов за манежем Финляндского полка, использовалось как место казни. 3 сентября 1866 года там был повешен революционер-террорист Д. В. Каракозов, покушавшийся на царя. 4 октября на том же месте вновь стояла виселица, а вокруг нее - 11 позорных столбов: к смерти был приговорен московский революционер-народник Н. А. Ишутин, а к лишению гражданских прав и каторге - остальные участники его кружка. Ишутину казнь заменили двадцатилетним пребыванием в Шлиссельбургской крепости и последующей каторгой. В 1878 году на Смоленском поле казнили народовольца А. К. Соловьева, пытавшегося убить Александра П.
Застройка между 21-й и 22-й линиями на бывшей территории Смоленского поля представляет собой комплекс небольших красно-кирпичных зданий (№ 71, 73, 75). Первое из них - № 71/12, трехэтажное - возвели в 1882-1885 годах по проекту гражданского инженера В. Г. Шаламова для полицейского управления Васильевской части. Там же были казарма для городовых, помещение для мирового судьи, арестантские помещения и т. п. В 1906-1907 годах по 21-й линии пристроили корпус для родильного приюта. В 1930-х годах его занимали службы райисполкома, после войны до 1970-х годов - школа, а затем научные организации. В 1980-х годах здесь располагался Институт особочистых биопрепаратов.

Центральную роль в этом комплексе играет двухэтажный дом № 73, возведенный тем же Шаламовым для Васильевской пожарной части. На фасаде здания дата постройки - "1884". Его высокая кирпичная каланча доминирует над окружающими строениями. Здесь и сегодня пожарная часть. Ряд помещений занимает пожарно-техническая выставка, открытая в 1957 году и носащая имя одного из ее создателей Б. И. Кончаева, руководителя противопожарной обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Она рассказывает об истории этой службы в Петербурге-Ленинграде. В 1995 году установлен памятник бойцам-пожарным работы скульптора Д. К. Лазарева и архитектора В. В. Попова, стоявший с 1983 года во дворе.

Под № 75/7 - небольшое двухэтажное здание, во фризе которого мозаикой выложена надпись: "Городской дом С. П. Боткина для начальных училищ". Спроектированное видным петербургским гражданским инженером А. Р. Гешвендом, оно было построено в 1891- 1892 годах. Здесь находились мужское и женское начальные училища, курсы Русского Технического общества. В начале 1920-х годов здание занимал Василеостровский райсовет, в 1970-1980-х - подростковый клуб "Каравелла". Ныне располагается НПО "Катод".

Квартал между 23-й и 24-й линиями на Смоленском поле в 1880-х годах отвели Биржевому комитету под строительство больницы для портовых рабочих (№ 77). В 1887-1889 годах по проекту архитектора В. А. Шретера возвели несколько двухэтажных и одноэтажных больничных корпусов, а в 1891 году - часовню, которую освятили во имя святого Александра Невского. Иконы для нее писал художник С. И. Садиков. В 1900 году архитектор А. К. Гаммерштедт построил одноэтажный деревянный корпус на 23-й линии и двухэтажный каменный - по 24-й. В 1920-х годах это была больница "В память Октябрьской революции", а с 1930-х - детская инфекционная. Ныне детская больница № 3.
Под № 79 - Василеостровский сад. Металлическая ограда на каменных колоннах отделяет его от проспекта.

В 1880-х годах для устройства общественного сада отвели на Смоленском поле пространство между 25-й линией и нынешним Клубным переулком. В 1886 году в центре его по проекту К. К. Андерсона построили на деньги василеостровских фабрикантов и заводчиков деревянное, простейшей конструкции, здание Василеостровского театра для рабочих. Его открытие состоялось через год. Репертуар зависел от антрепренеров, которые в разное время работали здесь: П. А. Денисенко, А. Ф. Макарова-Юнева, Н. И. Мерянского и других. Большим успехом пользовался "Ревизор" Н. В. Гоголя, пьесы А. Н. Островского, старинная драма А. А. Шаховского "Двумужница", переводные мелодрамы. Здесь играли известные артисты Н. И. Соболыциков-Сама-рин, В. Д. Рокотов и другие. В начале XX века режиссеры Н. А. Попов, В. Р. Гардин, К. Т. Бережной ставили на этой сцене пьесы А. П. Чехова, А. М. Горького, Э. Золя. На этой сцене играл и артист Г. Е. Котельников, более известный как изобретатель парашюта.

После революции это был государственный театр, просуществовавший до 1930-х годов. Он не сохранился.

От Клубного переулка до 26-й линии идет сквер. На его месте в начале XX века находились Гаванский родильный приют и больница для хронически больных детей (1884-1895, гражданский инженер В. В. Корвин-Круковский).

26-я и 27-я линии, пересекая проспект, ведут в глубину бывшего Смоленского поля, к крупному зданию Дворца культуры имени С. М. Кирова - дому № 83. Динамичная композиция дворца, возведенного в 1931-1937 годах по проекту архитекторов Н. А. Троцкого и С. Н. Козака, решена в характере конструктивизма. Весной 1933 года были торжественно открыты театр, библиотека, детский сектор и спортивные залы. Постепенно достраивались остальные части здания. Во время войны ряд помещений отвели под госпиталь. В первые лее послевоенные годы Дворец был полностью восстановлен и вновь стал крупнейшим в городе культурно-просветительным комплексом. В его составе несколько лекционных и выставочных помещений, богатая библиотека, многочисленные аудитории для занятий различных кружков и творческих коллективов.

В 1967 году здесь был создан кинотеатр Госфильмофонда "Кинематограф". Только здесь жители города могли познакомиться с классическими фильмами советского и мирового кино. Проводились лекции по истории киноискусства, встречи с известными режиссерами и актерами. В середине 1980-х годов Госфильмофонд перенес базу показа фильмов в кинотеатр "Спартак" на улице Сатыкова-Щедрина.

В 1990-х годах здесь открылся дом национальных культур: "Карибе" - латиноамериканской, НУР - татарской, азербайджанское общество, немецкое общество, украинское товарищество имени Т. Г. Шевченко, "Тыва" - тувинское общество и "Русь" - русское общество.

За 27-й линией начинается обширная территория Покровской больницы - № 85. В 1859 году была организована Покровская община сестер милосердия. Почти сразу же она получила от города земельный участок. В 1859-1860 годах шло строительство небольших деревянных и каменных флигелей по проекту архитектора Г. X. Штегемана. В состав больницы входили отделение сестер милосердия, отделение для грудных младенцев и детей младшего возраста, небольшой родильный приют, школа для мальчиков до 12 лет, больница с хирургическим бараком, амбулаторией и аптекой. Организовали училище для подготовки фельдшериц, которое с 1878 года преобразовали в женскую гимназию. На рубеже XIX и XX веков ее педагогическим советом руководил известный поэт И. Ф. Анненский. В 1900-х годах специально для гимназии возвели двухэтажное здание (не сохранилось).

Для больницы каменное здание было возведено в 1897-1899 годах архитектором В. В. Виндельбандтом. Позднее, в 1909-1910 годах, по проекту архитектора К. К. Коха возвели амбулаторию. После революции этот комплекс именовался Гаванской больницей. В 1930 году ей присвоили имя В. И. Ленина. В 1934 году перед главным корпусом установили бронзовый памятник В. И. Ленину работы скульптора В. Б. Пинчука. В конце 1930-х годов построили родильное отделение по проекту архитекторов Я. М. Коварского и Т. М. Шапиро.

С 1960-х годов больница служит учебной базой Государственного института усовершенствования врачей, научной и учебной базой лаборатории клинической и экспериментальной кардиологии Института физиологии имени И. П. Павлова. Здесь в середине 1980-х годов был возведен корпус кардиологического отделения (архитекторы 3. С. Готсбан и В. А. Норин). Новые корпуса сооружались и в 1980-х годах. В 1992 году больнице возвращено название Покровская.
Далее Большой проспект пересекает Детскую улицу, которая служила границей Смоленского поля. За ней начинаются жилые кварталы. Это уже Гавань. Характерно, что ее улицы отходят от проспекта не перпендикулярно, а под острым углом.

От Детской улицы вдоль проспекта, со значительным отступом, восстанавливающим красную линию начальной части проспекта, стоят два пятиэтажных жилых дома в неоклассическом стиле - № 87 и № 89, - возведенные в начале 1950-х годов по проекту архитектора И. М. Чайко. Перед ними - сквер.

Участок № 87 в 1820-1860-х годах принадлежал семье купца К. Бирштедта, имевшего здесь в небольших деревянных сараях гончарное заведение, где делали домашнюю посуду и емкости для сахарных заводов. Генеральша Е. И. Черткова, которая приобрела эту землю в начале 1890-х годов, построила деревянный одноэтажный особняк и один из флигелей предоставила для дневного приюта "Ясли".

В особняке жил сын владелицы - отставной гвардейский офицер В. Г. Чертков, один из активных деятелей издательства "Посредник", пропагандировавшего толстовские идеи. В феврале 1897 года, узнав о предстоявшей высылке В. Г. Черткова из России, сюда приехал из Москвы Л. Н. Толстой, Об этой встрече рассказывал другой деятель "Посредника" - П. И. Бирюков: "Мы собирались каждый вечер в квартире Черткова, окружали Льва Николаевича тесным кольцом, и задушевная беседа высоко поднимала нам души...". Деревянный особняк не сохранился.

Между домами № 87 и № 89 от проспекта отходит Канареечная улица, которая играет для них роль оси симметрии. Напоминает о себе еще одна черта гаванской застройки: незначительная ширина кварталов. За домом № 89 от магистрали отходит улица Шевченко.

Сторону следующего квартала образует трехэтажный дом № 91, возведенный в начале XX века Морским ведомством для офицеров.

За Весельной улицей - шестиэтажный дом № 93, построенный видным архитектором М. Ф. Еремеевым в 1899 году. В то время он возвышался над окружающими домиками и зелеными садами Гавани. Среди его жителей в 1910-х годах был художник В. И. Шухаев.

Под № 95 значится большой пустырь, занимающий несколько прежних участков. На одном из них, рядом с № 93, в конце XIX века Императорское Человеколюбивое общество построило по проекту архитектора Р. Р. Марфельда одноэтажную деревянную столовую для бедных. Угловую часть пустыря, выходящую на Гаванскую улицу, занимал участок, принадлежавший в первой половине XIX века семье генерал-майора Л. И. Голенищева-Кутузова. Ныне там разбит сквер и установлен якорь на пьедестале.

Сторону следующего квартала - от Гаванской до Опочининой улицы - в XVIII и XIX веках составляло одно владение. В 1830-х годах его деревянные строения занимала ситцевая фабрика купца К. Вер-гейма, а в конце XIX и начале XX века - лесной двор купцов Григорьевых.

В 1908 году на угловом участке № 97, который образовался после раздела владения, гражданский инженер Н. Д. Каценеленбоген возвел для своего отца дантиста Д. Ш. Каценеленбогена шестиэтажный доходный дом. Угловую часть, выходящую на проспект и Гаванскую улицу, он выделил эркером с купольным завершением.

В 1911 году архитектор Н. С. Бродович построил шестиэтажный дом № 99, а в 1912-м гражданский инженер В. П. Голубин - № 101, тоже в шесть этажей.

В XVIII и начале XIX века расстояние от Опочининой улицы до береговой черты было значительно меньше, чем сейчас. Его занимал огромный огороженный двор Адмиралтейского ведомства. Несколько в глубине его были одноэтажные деревянные флотские казармы. Ближе, по красной линии проспекта, находился деревянный кабак Тимофея Костыля. От его фамилии или прозвища в XVIII веке возникло название приморской заставы, Костыльская или Костыльковская застава, караульный дом, Костыльский въезд.

Сейчас на месте заставы и флотских казарм - деревья Опочинин-ского сада, который тянется до Среднегаванского проспекта между Опочининой и Наличной улицами.

За Наличной начинается выставочный городок. Он значится под № 103. Значительная часть его построена за бывшей береговой чертой, на месте, отнятом у залива. К 1963 году здесь завершили намыв новой территории, а в 1968 году уже открылась международная выставка "Инрыбпром-68". Ее павильоны из стекла и металла созданы по проекту архитекторов С. И. Евдокимова и Е. И. Травникова. После этого городок принял еще несколько десятков советских и международных экспозиций. Среди них есть и традиционные, такие как "Технохимия", "Сварка", "Энергетика и электротехника", "Полиграфия", "Пивной аукцион" и, конечно, крупная аграрная ярмарка "Российский фермер".

В 1980-1990-х годах возведен новый выставочный павильон к выставке "Инрыбпром-90". Его экспозиционные площади расположены в трех уровнях, и кроме того имеются конференц-зал и ресторан.

Идея устраивать крупные выставки на этом берегу возникла не в 1960-х годах, а до революции. Весной 1916 года Общество военно-морской и сельской техники приступило к организации Международной выставки изобретений и усовершенствований. Через год-два после окончания первой мировой войны должна была развернуться грандиозная по своим размерам экспозиция, охватывающая и часть акватории залива,,.

Другой, также неосуществленный проект 1910-х годов предусматривал возведение здесь зданий для Академии наук: жилого дома, Ломоносовского института и памятника Ломоносову.

В начале 1980-х годов рядом, тоже на намыве, завершилось сооружение Морского вокзала (см.: площадь Морской Славы, № 1). Его проектировали архитектор В. А. Сохин, инженеры А. Д. Нелипа и А. И. Федорович. Семиэтажное здание, где разместились службы для пассажиров, ресторан и гостиница, увенчано прямоугольной башней со шпилем, несущим миниатюрный парусник.

С постройкой вокзала магистраль вышла к берегу Финского залива.

Четную сторону Большого проспекта открывает дом № 2/18 на углу 1-й линии.

Небольшое каменное здание № 2 у границы с участком № 4 было возведено еще в конце XVIII века. В 1834-1835 годах архитектор X. X. Бек построил трехэтажный угловой дом. Помещения первого этажа он спроектировал специально для торговли. Свыше полутора столетий здесь находятся магазины.

В 1878 году видный зодчий Н. Ф. Беккер возвел четвертый этаж и изменил фасады, придав им эклектический характер.

В 1891-1898 годах здесь жил выдающийся ученый, основоположник отечественного почвоведения В. В. Докучаев, с 1891 по 1919 - университетский профессор А. А. Иностранцев, с именем которого связаны геологические исследования севера России, в том числе Петербургской губернии. Особое внимание Иностранцев уделял столмце: анализировал состав ее почв и вод, грунтов острова Котлин. В 1901 году его избрали ч леном-корреспондентом Академии наук.
На участке № 4/19 в начале 1800-х годов возвели каменный трехэтажный дом, оформивший выход нечетной стороны нынешней улицы Репина на проспект. Осенью 1846 года трое молодых людей сняли здесь квартиру и завели общее хозяйство, называя это в духе Фурье "ассоциацией", - студент университета Н. Н. Бекетов, впоследствии прославленный ученый-химик, его брат Алексей и 25-летний писатель Ф. М. Достоевский. На собраниях "коммуны" бывали литераторы А. В. Плещеев, Д. В. Григорович, А. Н. Майков и другие.

В 1892 году архитектор А. М. Кочетов надстроил здание четвертым этажом.

Трехэтажный дом № 6/13 на углу проспекта и 2-й линии возвели в конце 1790-х - начале 1800-х годов. На рубеже 1830-х и 1840-х годов здесь снимал квартиру поэт и переводчик А. Н. Струговщиков. На один из его музыкальных вечеров, в апреле 1840 года, пришли браться Карл и Александр Брюлловы, М. И. Глинка, Т. Г. Шевченко, В. Г. Белинский, музыковед и писатель В. Ф. Одоевский, медальер граф Ф. П. Толстой, драматический актер И. И. Сосницкий. Как вспоминает Струговщиков, когда "...заговорили о новой опере Глинки, он не выдержал, встал из-за стола и сел к роялю. Глинка был неистощим. Сначала он исполнил некоторые оконченные номера из "Руслана и Людмилы", потом знакомил нас, все более и более одушевляясь, с рисунками подготовленных номеров - и тут-то исполнение заговорило об руку с творчеством. Взошло теплое утро; окна были отворены и было семь, когда кто-то заметил, что прохожие останавливаются". У Струговщикова Глинка потом бывал дважды. Последний раз, в декабре 1840 года, он принес экземпляр романса "Жаворонок" с посвящением Струговщикову, сел за рояль и пропел. По просьбе домашних повторил романс...

В 1859 году по проекту Е. И. Винтергалътера возвели третий этаж на примыкающем доме, пристроили к нему трехэтажный корпус от нынешней улицы Репина и объединили все три строения общим фасадом.
С июня 1860 по май 1861 года тут снимал квартиру Н. Г. Чернышевский. Среди его работ этого короткого периода - продолжение комментированного перевода "Очерков по политической экономии" Д. С. Милля, который с интересом был встречен К. Марксом. В той же квартире жил двоюродный брат Н. Г. Чернышевского - А. Н. Пыпин, впоследствии крупный историк литературы.

Среди жителей дома в 1911-1917 годах был профессор университета А. А. Иванов, ставший в этот период преемником академика С. П. Гла-зенапа по кафедре астрономии и геодезии. При нем с 1915 года начали выходить "Труды университетской астрономической обсерватории", расширилась деятельность Русского астрономического общества, председателем которого он был.

Летом 1912 года сюда с 1-й линии переехал Толстовский музей, которым заведовал историк русской литературы В. И. Срезневский. Там же обосновалось "Общество для устройства дома-музея Л. Н. Толстого". Под редакцией В. Д. Бонч-Бруевича издавались "Известия Толстовского музея". Здесь музей находился до 1924 года. Ныне его экспонаты хранятся в Пушкинском Доме.

В 1910 году открыл свою булочную пекарь Н. Р. Савичев. Тут же в небольшой квартире жил и он сам с семьей. Его младшей дочери Тане было 11 лет, когда она начала свой трагический дневник:

"Женя умерла 28 дек. в 12.30 час. утра 1941 г.

Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.

Лека умер 17 марта в 5 час. утр. 1942 г.

Дядя Вася умер 13 апр. в 2 ч. ночь 1942 г.

Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942.

Мама 13 мая в 7.30 час. утра 1942.

Савичевы умерли.

Умерли все.

Осталась одна Таня"

В 1970-х годах дом подвергся капитальному ремонту. Помещения перестроены. Фасады сохранились с небольшими изменениями.

Угловую часть участка № 8/4 еще в середине XVIII века занимал каменный одноэтажный, на полуподвале, дом капитана Е. Фаминцына. В 1840-1841 годах по заказу очередного владельца - купца Юнкера - архитектор Г. Р. Цолликофер надстроил здание вторым и третьим этажами, продлил его как по проспекту, так и по 3-й линии до границ с соседями. До нашего времени оно мало изменилось. Сохранились балконы на чугунных кронштейнах, с чугунными решетками. В композиции решетки под аркой ворот уцелела дата завершения строительства - "1841" и вензель владельца: "В. КХ".

Вскоре после постройки тут 19 октября 1841 года отмечалась очередная лицейская годовщина. Выпускники Царскосельского лицея собрались там и через год.

Среди первых жителей дома был академик М. В. Остроградский. В тот период он создавал свои труды по интегрированию дифференциальных уравнений механики и уравнений более общего характера. Одновременно в этом доме жила семья Д. Д. Ахшарумова, осужденного по делу Петрашевского и пережившего драматическую имитацию казни вместе с Ф. М. Достоевским и другими на Семеновском плацу. У крыльца этого дома Ахшарумова арестовали апрельской ночью 1849 года.

В 1854 году здесь поселилась семья чиновника Министерства финансов А. С. Тимирязева с сыном Климентом, будущим известным ботаником. Вскоре квартира оказалась не по карману и они переехали.

Осенью 1895 года во дворовом флигеле снимали комнату сестры 3. П. и С. П. Невзоровы. У них в конце ноября состоялось одно из совещаний петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" с участием В. И. Ленина. Обсуждались планы работы союза и издания газеты.

В 1898-1922 годах тут была квартира биолога А. С. Догеля и до 1955 года - его сына, тоже университетского профессора и члена-корреспондента Академии наук, зоолога В. А. Догеля. Осенью 1915 года снимал комнату студент университета будущий писатель Ю. Н. Тынянов.

На участке № 10 в 1854-1855 годах по проекту Р. А. Гедике возвели трехэтажный особняк для семьи Юнкера (см. № 8). В начале XX века, когда владельцами были действительный статский советник, крупный инженер-железнодорожник В. Ф. Голубев, а затем его сын Лев, проводились капитальные ремонты интерьеров. В 1910-х годах парадные комнаты второго этажа отделывались по проекту И. А. Фомина в стиле неоклассицизма. Выделяются две из них, где сохранились двери карельской березы с накладными золочеными деталями, а также полы наборного паркета по авторскому рисунку. Хозяйкой в доме, женой Л. В. Голубева, была дочь прославленного адмирала С. О. Макарова - Александра. Бронзовый бюст адмирала, находившийся в доме, ныне в собрании Русского музея.

В 1930-1970-х годах особняк занимала районная библиотека имени Л. Н. Толстого, а в 1970-1980-х - консульство ГДР, ныне - Дом немецкой экономики.

На участке № 12 с 1769 года существовала литейная мастерская Академии художеств. Там были отлиты бронзовые барельефы для памятника Петру I у Михайловского замка, бронзовая композиция для монумента Суворова у Марсова поля, знаменитый Самсон и другие фигуры петергофских фонтанов.

В 1805 году по проекту выдающегося архитектора А. Д. Захарова возведи каменное двухэтажное здание новой литейной, которое оформило угол проспекта и 5-й линии. Установили новую плавильную печь системы архитектора А. А. Михайлова. Реконструкция была связана с крупным заказом для строительства Казанского собора, для которого прежняя мастерская в деревянных строениях не была приспособлена. С 1805 по 1811 год были созданы статуи северного портика, бронзовые барельефы дверей, а позднее - памятники Крылову в Летнем саду и Николаю I на Исаакиевской площади, знаменитые скульптуры Аничкова моста.

Литейная стала достопримечательностью столицы. Сюда приезжали, чтобы с галереи наблюдать процесс отливки. Но в 1860-х работа над крупными монументами перешла к заводам. А в следующем десятилетии строения Литейного двора подверглись полной перестройке, слились в одно здание. Ныне там скульптурные мастерские и службы Института имени И. Е. Репина.

В первой половине XVIII века на участках № 14 и № 16 стояли деревянные жилые дома. Они сгорели в 1763 году вместе с деревянным Андреевским рынком. В последней трети XVIII века на их месте были сооружены каменные здания. Они не сохранились. В 1959 году по проекту архитектора М. Я. Климентова был построен Василеостровский рынок. Его крупный угловой корпус архитектурно оформил выход 5-й линии к главной магистрали острова, а по проспекту завершил формирование застройки до Волжского переулка.

Пространство от переулка до 6-й линии занимает Андреевский рынок - дом № 18/9. Рынок близ Андреевского собора появился в 1748 году. Купцы построили простые деревянные павильоны, похожие на амбары, которые через год пришлось несколько перестроить для улучшения внешнего вида. Но пожар 1763 года уничтожил их. В 1789-1790 годах вместо сгоревших построили каменные торговые ряды. Их отделывали еще несколько лет. Длинное двухэтажное здание с галереями на первом этаже выходит на проспект торцовой частью, а протяженной - на 6-ю линию и тянется до Бугского переулка, по которому доходит до Волжского переулка. Для пожарной безопасности лавки были изолированы друг от друга капитальными стенами. Предусматривалась и элементарная организация торговли: покупатели входили с галереи, товар же вносили со двора и из кладовых верхнего этажа, В подвалах имелись отсеки-ледники. Автор одного из описаний столицы, И. Г. Георги, сообщал в 1794 году: "А как сей рынок есть единственный в сей части города, то и товары в оном различны, и сия пестрота несколько поразительна. Тут можно найти муку, крупу, всякие съестные припасы, масло, деготь, смолу, материи, табакерки, ленты, веревки, лошадиную сбрую, старый и новый домашний скарб, свечи, фаянсовую посуду, простые горшки и прочее. На пустом же месте подле лавок продаются сено и дрова". В конце 1950-х годов рынок был реконструирован под промтоварный универмаг по проекту архитекторов М. Я. Климентова и М. И. Саркисова.

В 1891 году на бульваре у 6-й линии началось строительство нового рыночного здания, где использовались железные конструкции перекрытий и верхней части стен, сплошь остекленной, а также бетон, чугун. Автором проекта был крупный столичный зодчий П. Ю. Сюзор. Осенью следующего года металлический рынок освятили.

» к списку