Курс валют:
$63.2174
€ 69.2863
Сегодня:
Четверг
10 ноября 2016 года

Новости Васильевского района

10.06 11 июня состоится праздничное мероприятие, посвященное Дню России

18.01 Сегодня на Стрелке В.О. прозвучит военно-исторический артиллерийский салют

16.01 С 14 января вступают в силу распоряжения ГАТИ об ограничении движения

29.12 7 января состоится уличный семейный праздник «Семейный сход»

29.12 Декада спорта и здоровья

06.12 8 ледовых площадок и три лыжные трассы подготовят для любителей зимних видов спорта

05.12 Ребятишки развесят в Шкиперском саду кормушки для птиц

04.12 На Васильевском острове заработали три новых светофора

30.11 1-го и 2-го декабря в дневное время движение на Дворцовом мосту будет открыто

13.11 Изменения в работе маршрутов автобусов № 100, 47, троллейбуса №9

13.11 С 15 ноября в ночное время движение по Дворцовому мосту будет закрыто

13.11 В районе реализуется программа обеспечения безопасности дорожного движения


Улицы Васильевского острова


Лейтенанта Шмидта набережная

Лейтенанта Шмидта набережная Продолжает Университетскую набережную. Идет от площади Тре-зини до 23-й линии. Застройка начинается от 7-й линии. Длина — свыше полутора километров.

Вместе с нынешней Университетской долгое время именовалась набережной Большой Невы, имевшей единую нумерацию домов. В 1887 году отрезок от 7-й до 22-й линии стал Николаевской набережной с собственной нумерацией. Название дано по Николаевскому мосту, от которого она начинается. В 1918 году переименована в память одного из руководителей Севастопольского революционного восстания 1905 года — П. П. Шмидта, выпускника Морского корпуса. Одновременно то же имя получил и мост.

Неповторимое своеобразие этой набережной придает ступенчатая застройка, сложившаяся в петровское время и повторяющая вогнутую линию берега. Дома возводились преимущественно по «образцовым» проектам. Несмотря на перестройки, они в основном сохранили первоначальные пропорции. В силуэте набережной важную роль играют пологие купола домов № 11 и № 17, перекликающиеся с куполом Академии художеств. В центре панорамы доминирует пятиглавая церковь Успения Пресвятой Богородицы, увенчанная мощным центральным куполом. Завершает панораму величественный портик Горного института и промышленный пейзаж за ним.

В 1850 году окончилось строительство первого постоянного моста через Большую Неву по проекту инженера С. В. Кербедза. Выбор места моста определялся планировкой центральной части города. На ва-силеостровском берегу была насыпана предмостная площадь. С постройкой трамвайной линии, соединившей остров с центром города, в 1906 году возле моста был построен павильон общественного туалета по проекту архитектора А. Соколова. Стенка набережной сооружалась с 1848 по 1854 год по проекту инженеров С. В. Кербедза и А. А. Серебрякова 2-го. Участок, ближайший к мосту, в виде плавного съезда, строился как причал для судов, ожидающих проводки. Далее, от 7-й до 11-й линии частные Кронштадтская и Стокгольмско-Гельсингфорсская пристани для пассажирских пароходов, где широкий гранитный тротуар разделен вдоль чугунными столбами с цепями. Напротив Морского корпуса у каменного парапета — стоянка учебных парусников.

По ее середине, лежащей на оси главного входа в Морской корпус, — широкий лестничный спуск. От 12-й до 21-й линии набережная идет в два яруса, где нижний традиционно служит грузовым причалом. Верхний получил новое архитектурное оформление в 1956-1957 годах по проекту архитектора Л. А. Носкова и инженера Б. Б. Левина, когда появились чугунная решетка на гранитных столбах и бульвар.

Марши гранитных ступеней пристани перед Горным институтом служат как бы продолжением его великолепной лестницы.

Разгрузка судов, склады товаров, ломовые телеги — обычная картина набережной в XIX — начале XX века. Всеволод Гаршин, известный писатель, житель Васильевского острова, устами своего героя, художника Рябинина, говорит: «Четыре раза в день прохожу по набережной... Смотря на поденщиков, таскающих кули, вертящих ворота и лебедки, возящих тележки со всякой кладью, я научился рисовать трудящегося человека».

Тяжелые и дорогостоящие работы по перевозке грузов от пристаней в таможню на Стрелке решили упростить в 1859 году. Вдоль набережной была возведена конно-железная дорога — самая первая в Петербурге. Она просуществовала до 1881 года, когда с переносом портовой деятельности на Гутуевский остров и постройкой морского канала она потеряла всякое коммерческое значение.

Но портовое значение набережной не было утрачено, по-прежнему здесь швартовались корабли. Для многих пассажиров отсюда начиналось знакомство не только с Петербургом, но и с Россией. Яркую картину набережной 1920-х годов дает А. Н. Толстой в романе «Гиперболоид инженера Гарина»: «В далеких перспективах Васильевского острова пылал осенний закат. Багровым и мрачным светом были озарены баржи с дровами, буксиры, лодки рыбаков, дымы, запутавшиеся между решетчатыми кранами эллингов. Пожаром горели стекла пустынных дворцов.

С запада, из-за дымов, по лилово-черной Неве подходил пароход. Он заревел, приветствуя Ленинград и конец пути. Огни его иллюминаторов озарили колонны Горного института, Морского училища, лица гуляющих. И он стал ошвартовываться у плавучей, красной, с белыми колоннами, таможни. Началась обычная суета досмотра».

В 1920—1930-х годах здесь стоял знаменитый ледокол «Красин», который принимал участие в спасении экспедиции У. Нобиле в 1928 году, а в годы войны проводил караваны судом в Арктике. В 1940—1970-х у причалов стояли учебные парусники «Седов», «Сириус», «Крузенштерн»; в 1960-1980-х — суда, обслуживающие Волго-Балт, а также научно-исследовательские. Против 8-9-й .линий в 1970—1980-х был пришвартован плавучий ресторан «Корюшка».

В годы Великой Отечественной войны, защищая город, вблизи набережной стояли военные корабли: у 19-й линии — крейсер «Киров», у пристани Горного института стоял линкор «Октябрьская революция», кроме того, стояли эскадренные миноносцы «Сильный», «Суровый», «Грозящий».

Застройку набережной открывает трехэтажный дом № 1/2, выходящий также на 7-ю линию, а на Академический переулок под № 12. На его месте первоначально было два участка. В 1720-х годах угловое здание начал возводить один из приближенных А. Д. Меншикова генерал Алексей Волков, а соседнее — подрядчик Илья Лутковский, который поставлял материалы для сооружения здания Двенадцати коллегий. Оба дома, оставшиеся недостроенными, в дальнейшем перешли к Академии наук. В 1757—1758 годах архитектор С. И. Чевакинский объединил их. Квартиры отвели ученым и академическим служащим, разместили здесь часть типографии и анатомический театр. Тут поселились анатом академик К. Ф. Вольф и знаменитый изобретатель-конструктор И. П. Кулибин, имевший при доме свою мастерскую.

Во второй половине XVIII века по 7-й линии возвели корпус, выходивший также на переулок. Его заняла академическая гимназия. В 1758 году часть оборудования академической типографии была передана в открытую здесь Новозаведенную типографию.

В 1806-1808 годах дом перестроили в формах классицизма. Парадный фасад, обращенный к набережной, подчеркнули портиком из четырех дорических колонн. Классическую обработку получили фасады по 7-й линии и Академическому переулку. Работы велись по проекту архитектора А. Г. Бежанова при вероятном участии А. Д. Захарова. Ряд документов указывает на авторство академического архитектора Д. Е. Филиппова.

Здание отмечено 27 мемориальными досками, посвященными академикам, жившим здесь в разное время, — физиологу И. П. Павлову, ботаникам В. И. Палладину и А. С. Фаминцину, гидробиологу С. А. Зернову, зоологу А. О. Ковалевскому, математикам -М. В. Остроградскому, П. Л. Чебышеву, А. М. Ляпунову, А. А. Маркову и В. А. Стеклову. Увековечены имена лингвистов И. И. Мещанинова, Я. К. Грота, Н. Я. Марра, литературоведов А. С. Орлова и М. П. Алексеева. Надписи напоминают, что с этим домом была связана жизнь и деятельность физиков В. В. Петрова и Б. С. Якоби, геологов В. И. Вернадского, А. П. Карпинского, А. Е. Ферсмана, Ф. Ю. Левинсона-Лессинга, А. А. Борисяка, византолога Ф. И. Успенского, востоковедов В. П. Васильева, И. Ю. Крачковского, В. М. Алексеева, С. Ф. Ольденбурга.

В этом доме жили и многие другие ученые: филологи В. Ф. Шиш-марев, А. Н. Веселовский, В. И. Срезневский, П. В. Никитин, Л. Н. Майков, В. К. Ернштедт, А.-И.(А. М.) Шегрен, историки Н. П. Кондаков, И. П. Бородин, Н. Г. Устрялов, А. С. Лаппо-Данилев-ский, востоковеды В. В. Радлов и М. И. Броссе, геолог Ф. Н. Чернышев А. А. Полканов, химики Я. Д. Захаров и Г. И. Гесс, зоолог М. И. Адаме, математики Н. И. Фусс и П. Н. Фусс, физики Л. Ю. Крафт, В. П. Линник и А. Ф. Иоффе, а также целый ряд других выдающихся ученых.

С 1949 года открыта мемориальная квартира-музей И. П. Павлова.

Двухэтажный, на подвалах, дом № 3 был возведен в первой четверти ХVIII века по образцовому проекту домов «для именитых» архитектора Ж.-Б. Леблона. В первой половине ХУШ века он принадлежал К. Н. Зотову, сыну известного учителя Петра I. Владелец участка занимал высокий пост контролера при Адмиралтейств-коллегии, был автором нескольких руководств по морскому делу.

В 1823 году архитектор В. И. Беретти для купчихи А. Бракгаузен перестроил здание в формах классицизма, дополнив композицию че-тырехколонным портиком дорического ордера. В 1832 году в этом доме поселился американский посол Дж. Бьюкенен, который писал: «Я занял очень хороший дом на берегу Невы с прекрасным видом на эту величественную реку и корабли, входящие в этот изумительный город...».

В 1872 году для очередного владельца — коммерсанта Л. К. Эс-террейха — архитектор Р. А. Гедике перестроил здание, изменил фасад придал ему отделку в «стиле Людовика XVI». В 1890-х годах дом перешел к отставному министру путей сообщения и члену Государственного Совета А. К. Кривошеину, поселившемуся здесь.

Тоже двухэтажный, на подвалах, дом № 5 относится к 1720-м годам. В середине ХУШ века он принадлежал В. Зотову, а затем Коломенскому подворью. Среди тех, кто жил в нем, был живописец Л. К. Пфанд-цельт. В 1770-х годах он состоял хранителем картинной галереи Императорского Эрмитажа, а в 1780-х — реставратором при ней.

В 1815-1818 годах здание реконструировали, придав ему черты, характерные для классицизма. Тогда лее появился мезонин с большим полуциркульным окном. В 1860-х годах дом принадлежал члену Государственного Совета Н. И. Бахтину, состоявшему при «Главном комитете по устройству сельского состояния». Он поддерживал полное и обеспеченное землей освобождение крестьян. В 1870-х — 1917 годах, когда дом принадлежал В. Н. Умновой, здесь размещались представители ряда фирм. В 1930—1970-х годах здесь помещалось почтовое отделение, а в 1990-х —Центр размещения рекламы.

Такой же двухэтажный, на подвалах, дом № 7 был возведен в первой четверти XVIII века. В 1732 году этот дом, принадлежавший сосланному в Сибирь бывшему вице-президенту Коммерц-коллегии Г. фон Фику, был пожалован Г. К. Кейзерлингу — вице-президенту Юстиц-коллегии эстляндских, лифляндских и финляндских дел, дипломату. В первой половине XIX века дом получил классицистическую обработку фасада, которая была несколько изменена при владелице купчихи Дружининой в 1864 году архитектором Н. Н. Ковригиным, а в 1940-х дополнена несколькими деталями, характерными для этого стиля.

Квартал оканчивается двухэтажным, на подвалах, домом № 9/1 на углу набережной и 8-й линии, выходящим также на Академический переулок под № 20. Он возведен в первой трети XVIII века, неоднократно перестраивался. В 1740-х годах принадлежал белгородскому губернатору П. М. Салтыкову. В 1832-1833 годах архитектор Г. Р. Цолликофер надстроил одноэтажный, на подвалах, корпус по 8-й линии вторым этажом и мансардой над его средней частью.
В 1836 году здесь снял квартиру крупный банковский служащий С. Н. Даргомыжский. С ним жил и его сын — 23-летний чиновник Государственного казначейства А. С. Даргомыжский, впоследствии знаменитый композитор. В этом доме он работал над оперой «Эсме-ральда». Осенью 1840 года семья переехала на Фонтанку.

В конце XIX и начале XX века дом был известен на Васильевском острове своим рестораном «Бернар». Там бывали А. И. Куинджи, Н. К. Рерих, другие художники. Выдающийся живописец А. А. Рылов, один из учеников Куинджи, вспоминал: «В этом дешевеньком немецком ресторанчике, насквозь прокуренном сигарами, любили сидеть с кружками пива василеостровские немцы, а во время навигации — капитаны и шкиперы иностранных пароходов. Мы, куинджисты, часто заглядывали сюда закусить, выпить пива, поиграть на биллиарде».

На участке № 11/2 в 1720—1730-х годах возвели каменный, двухэтажный, на подвалах, жилой дом. В середине ХУШ века он принадлежал князю Я. П. Шаховскому, генерал-прокурору Сената, затем в 1766-1790-х перешел к адмиралу А. Н. Синявину. Во второй половине XVIII века здание надстроили и продлили до 9-й линии, присоединив стоявший на углу каменный двухэтажный флигель.

В 1884 году архитектор П. Ю. Сюзор изменил фасады. При этом он сохранил выступающий вперед каменный въезд, надстроив его под общий карниз. Работы велись по заказу статского советника академика М. С. Воронина. Это был последний адрес — до 1903 года — выдающегося ботаника, одного из создателей науки о болезнях и защите растений. Помимо научной деятельности Воронин был занят и предпринимательством: в Петербурге ему принадлежало несколько домов, промышленные предприятия и Фонарные бани. Для строительных работ он обычно приглашал архитектора П. Ю. Сюзора. В 1880-х годах здесь работал Археологический институт. В начале XX века здесь было представительство акционерного общества «Соединенные кабельные заводы», а также василеостровское отделение «Лионского кредита», а в 1920-х располагалось Балтийское пароходство.

После войны дом реконструировали, появился четвертый этаж. Выступающую часть надстроили и пятым этажом, превратив ее в башню, увенчанную пологим куполом, перекликающимся с такими же куполами Морского корпуса и Академии художеств. Фасаду придали неоклассическую обработку.

На участке № 13 в 1720-1730-х годах возвели одноэтажный, на высоком подвале, каменный дом. В 1740-х годах он принадлежал советнику таможни П. Ф. Балку. А в середине XVIII века — полковнику И. Колтовскому. Во второй половине XVIII века его полностью перестроили и надстроили. В 1879 году архитектор Ф. Ф. Пирвиц возвел четвертый и пятый этажи.

В 1790 годах при владельце купце Мануйлове участки № 11 и № 13 были объединены. В 1800-х владельцем дома был доктор медицины Д. Гардер, лейб-медик императора Александра I. Разделение участков относится к началу 1820-х годов.

В 1820-х годах одну из квартир в тогда еще трехэтажном здании снимал отставной военный, поэт-любитель и богатый винный откупщик Е. Н. Чебышев. С ноября 1824 — до начала 1825 года его гостейприимством воспользовался А. С. Грибоедов, квартира которого вблизи Крюкова канала пострадала от наводнения. Это был период, когда рождалась его слава как автора незадолго до того оконченной комедии «Горе от ума». В декабре альманах «Русская Талия» напечатал отдельные сцены. Вслед за тем Вольное общество любителей российской словесности избрало его в действительные члены. В 1847 году здесь жил знаток восточных языков О. И. Сенковский, широко известный как редактор и автор популярного журнала «Библиотека для чтения». В 1914 году в находившемся здесь почтовом отделении был открыт один из первых телефонных переговорных пунктов. В 1950-х годах здесь находился Морской вокзал.
Дом № 15/1 на углу 10-й линии включает в себя два старинных участка. Левое здание, возведенное в 1720-х годах вплотную к № 13, первоначально принадлежало князю А. Куракину, с 1723 года — камер-юнкеру барону В. Поспелову, а в 1766-1783 годах знаменитому математику Л. Эйлеру, который написал там несколько сот научных работ: по математическому анализу, дифференциальной геометрии, теории чисел, приближенным вычислениям, небесной механике, математической физике, оптике, баллистике, кораблестроению, теории музыки и др.

При Эйлере к его участку был присоединен угловой, где стоял деревянный питейный дом. Существующее на его месте трехэтажное каменное здание появилось лишь в 1851 году. Проектировавший его архитектор А. Робен одновременно надстроил старый дом и объединил обе части общим фасадом. С 1920-х годов здесь находилась школа. В 1990-х открылся негосударственный Восточный институт.
Квартал между 11-й и 12-й линиями (№ 17) занимает Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе. В первой половине ХУШ века большинство зданий, стоявших здесь, принадлежало князьям Голицыным. Дом на углу 12-й линии начал строить архитектор Д. Тре-зини в 1718 году как образцовый для парадных магистралей Василь-евского острова. В 1721 году казна отдала «образцовые палаты» графу А. И. Остерману. В 1730-х годах они вместе с соседним зданием перешли к графу Б. X. Миниху, при котором его перестроили в дворец с фасадом в стиле барокко. Центральная часть с мансардами была украшена четырьмя статуями наверху. По сторонам ее были два полукруглых фронтона, увенчанных княжескими коронами и знаменами.

В 1743 году дворец сосланного Миниха передали Морской академии, которая после ремонта, занявшего двенадцать лет, переехала туда. К этому времени ее реорганизовали в Морской шляхетный кадетский корпус. Но во время опустошительного пожара на Васильевском острове весной 1771 года дворец выгорел. Корпус вынужден был перебраться в Кронштадт. Из-за отсутствия средств на ремонт он не мог вернуться двадцать пять лет. В 1796—1798 годах под руководством крупного петербургского зодчего Ф. И. Волкова реконструировались бывший миниховский дворец и два соседних дома, которые в результате слияния участков занимали остававшуюся часть квартала. Ф. И. Волков объединил все строения общим классицистическим фасадом. Центр его выделен десятиколонным ионическим портиком. Центральная часть бывшего дворца перестроена в виде мощный четырехугольной башни, увенчанной пологим куполом, над которым установили церковный крест: в круглом зале помещалась корпусная домовая церковь Святого Павла Исповедника. Симметричная ей башня тоже имела крест на куполе. Над колоннадой в центре здания в 1832 году по предложению профессора С. И. Зеленого соорудили вращающуюся цилиндрическую надстройку для астрономической обсерватории. Позднее в ней разместили сигнально-наблюдательный пост. Корабельная мачта сначала играла декоративную роль, затем стала использоваться для подъема флажных сигналов.

В Морском корпусе получили образование выдающиеся русские флотоводцы Ф. Ф. Ушаков, Г. А. Спиридов, Д. Н. Сенявин, В. Я. Чичагов, П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, Г. И. Бутаков. Питомцами старейшего морского вуза страны были известные мореплаватели и ученые И. Ф. Крузенштерн, Ю. Ф. Лисянский, Ф. Ф. Беллинсгаузен, М. П. Лазарев, В. М. Головнин, Г. И. Невельской, К. Н. Посьет, А. А. Колчак. Здесь учились создатель первого русского самолета А. Ф. Можайский, писатель-маринист К. М. Станюкович, композитор Н. А. Римский-Корсаков, художник В. В. Верещагин, выдающийся кораблестроитель А. Н. Крылов, астроном Б. Б. Голицын, океанолог Ю. М. Шокальский. Среди выпускников Морского корпуса были декабристы Н. А. Бестужев, А. П. Арбузов, К. П. Торсон. В 1886 году его окончил П. П. Шмидт, чье имя носит набережная. В мае 1917 года здесь несколько раз выступал В. И- Ленин, а в 1920-х годах С. М. Киров. С 1926 года училище носило имя М. В. Фрунзе. Ныне Высшее военно-морское училище.

Во время Великой Отечественной войны выпускники училища составляли более половины офицеров Военно-морских флотов Советского Союза. В разные годы его окончили адмиралы Н. Г. Кузнецов, С. Г. Горшков. В. Ф. Трибуц, А. Г. Головко, Ф. С. Октябрьский, В. А. Касатонов и другие. Свыше шестидесяти его питомцев были удостоены звания Героя Советского Союза.

Имена флотоводцев XVIII, XIX и XX веков, получивших здесь образование, увековечены на мемориальных досках. В училище открыт музей. Перед зданием училища стоит памятник адмиралу И. Ф. Крузенштерну, который был директором Корпуса с 1827 по 1842 год и имел здесь квартиру. Бронзовая статуя на высоком гранитном постаменте изображает адмирала в полной форме при кортике, со свернутой морской картой в руке. На лицевой стороне постамента — бронзовый барельеф. Это герб адмирала, изображающий фигуры «островитянина южного моря» и японца, обращенные друг к другу. Ниже надпись: «Первому русскому плавателю вокруг света Ивану Федоровичу Крузенштерну от почитателей его заслуг». Она напоминает о кругосветном плаванье на фрегате «Надежда» в 1803-1806 годах и обогатившем науку ценнейшим материалом. Монумент окружен чугунной решеткой, в рисунке которой стилизовано штурвальное колесо. Скульптор И. Н. Шредер и архитектор И. А. Монигетти создали памятник на средства, собранные офицерами Балтийского флота и Морского корпуса. Осенью 1873 года состоялось его торжественное открытие.
Дом № 19/2 на углу 13-й линии объединяет два старинных участка. Угловой принадлежал в 1730-х годах князю Ю. Ю. Трубецкому, долгое время не застраивался. В 1761 году перешел во владение Коллегии иностранных дел, и в конце XVTII века там появилось-каменное здание. На соседнем участке двухэтажный, на подвалах, каменный дом существовал уже в середине XVTII века и принадлежал президенту Юстиц-коллегии П. И. Мусину-Пушкину. Позднее он тоже перешел к Иностранной коллегии, к нему и пристроили угловой дом. Объединенный участок в 1820-х годах продали в частные руки. В 1829 году угловой дом надстроили до трех этажей по проекту архитектора М. А. Ливена. В 1858 годах его перестроили по проекту архитектора Ф. Л. Миллера по заказу коллежского секретаря Усова.

В начале XIX века здесь жил переводчик Коллегии иностранных дел, писатель Р. М. Цебриков, отец декабриста. В начале XX века среди арендаторов здесь были конторы нескольких пароходных компаний и типография «Северная печатня».
При восстановлении дома после войны он был полностью реконструирован. В первом этаже в 1971 году открылось кафе «У лукоморья».Два следующих каменных дома на нынешнем участке № 21 не сохранились. Существовавшие с 1720-1730-х годов, они неоднократно перестраивались, в том числе в 1896 году для домовладельца А. К. Штубендорфа по проекту гражданского инженера Л. Н. Гогина. За глухой каменной оградой — производственная территория. А в 1820-1830-х годах здесь в собственном доме жил генерал-лейтенант Ф. Клингер — немецкий поэт и драматург. Его пьеса «Буря и натиск» дала название литературному направлению в Германии. На русской службе он с 1780 годов, был директором 1-го Кадетского корпуса. В 1860-х годах здесь жил адмирал Ф. М. Новосильский, участник обороны Севастополя, член Государственного Совета.

На участке № 23 в 1720-1730-х годах был возведен двухэтажный каменный дом. В середине XVIII века он принадлежал известному деятелю екатерининского времени И. П. Елагину. Среди последующих владельцев в 1790-х годах был купец И. Галкин, который открыл на этом участке пивоваренный завод, просуществовавший до середины XIX века, когда им владел купец Фуражев. Многократные перестройки значительно изменили первоначальный облик дома.
Гораздо лучше сохранился дом № 25/1 на углу 14-й линии, возведенный в 1720-1730-х годах для лейтенанта Преображенского полка Ф. В. Артюхова. Среди его владельцев был крупный купец и биржевой маклер М. А. Бесценный, которому дом принадлежал в середине XIX века. Не менее, чем коммерческой деятельностью, он был известен своей крупной коллекцией русской и зарубежной живописи. В доме Бесценного в 1857 году находилась квартира вице-адмирала П. Ф. Анжу. У него жил вернувшийся из ссылки декабрист В. И. Штейнгель, сын которого был женат на дочери адмирала. Среди жильцов следует отметить в 1909-1910 годах крупного зодчего В. А. Щуко. В этот период он возводил известные дома № 63 и № 65 на Каменноостровском проспекте.

Под № 27/2 — церковь Успения Пресвятой Богородицы на углу набережной и 15-й линии. Под этим же номером числятся два соседних дома, идущие ступенями. Это старинная церковная земля. Еще в 1718 году часть ее отвели Троице-Сергиевой лавре для строительства подворья. В 1723 году подворье прикупило соседний каменный дом А. Л. и Н. Л. Нарышкиных. К подворью принадлежали три каменных двухэтажных дома, возведенные в 1720-1730-х годах по образцовому проекту «для именитых».В 1756-1765 годах здесь Академия наук арендовала помещения для своего университета и гимназии. Но здания уже требовали ремонта, и занятия пришлось перенести в дом Строганова, на Стрелку. С Академическими университетом и гимназией связаны имена поэта И. С. Баркова, путешественника В. Ф. Зуева, астронома П. Б. Иноходцева, химика В. И. Клементьева, писателя и философа Я. П. Козельского, математиков С. К. Котельникова и М. Софронова, астронома С. Я. Румовского, профессора анатомии А. П. Протасова, крупного чиновника Сената В. И. Крамаренкова и др.

В 1766 году подворье передали Псковской епархии, а через сто с лишним лет — Киево-Печерской лавре. По ее заказу архитектор Вас. А. Косяков в 1895-1900 годах возвел пятиглавую церковь в русском стиле. В отделке фасадов храма он использовал белый радом-ский песчаник, желтый митавский кирпич, майолику. До нашего времени сохранились целые орнаментальные композиции, исполненные в мастерской В. А. Фролова.

В русском стиле решены и дома по набережной. В начале XX века здесь жил иеромонах А. Виноградов, известный своими переводами псалтыря на китайский язык. В 1890-х годах по 15-й линии участок оформили двухэтажным жилым домом. Среди тех, кто арендовал квартиры в подворье, был в 1898—1900 годах приват-доцент университета Б. А. Тураев. К этому времени он уже был известен как автор монографии «Очерк истории изучения финикийских древностей». Здесь он работал над одним из своих главных трудов — «К истории хеттского вопроса».

Храм с 1956 по 1980-е годы использовался, при некотором техническом переоборудовании, как крытый каток с искусственным льдом. В одном из зданий находилось управление Северо-Западного речного пароходства. В 1991 году храм возвращен Русской православной церкви, которая передала его для подворья Введенской Козельской Опти-ной мужской пустыни.

Корпус, выходящий на 15-ю линию, в 1957-1958 годах был надстроен, и здесь расположились мастерские художников.

Дом № 29 был построен в 1720-1730-х годах каменным, двухэтажным. В 1730-х принадлежал камергеру В. И. Стрешневу. В 1790-х годах им владел турецкий паша Баталбей, сторонник России. Наиболее значительные реконструкции проводились в 1886 году при владельце — архитекторе А. А. Риттере. Они изменили фасад. Но надстройки коснулись только дворовых флигелей.

Более двадцати лет — с 1923 по 1946 год — с этим домом была связана жизнь и творческая деятельность выдающегося скульптора А. Т. Матвеева. В этот период он создал скульптурную группу «Октябрь», бронзовую «Женскую фигуру», автопортрет, модели для фарфоровых статуэток, преподавал в Академии художеств.

Соседний дом № 31 тоже существует с 1720-1730-х годов и принадлежал камергеру В. И. Стрешневу. В 1787-1794 годах он принадлежал типографу И. Н. Тредиаковскому. Его типография, находившаяся под протекцией Горного училища (Горного института), печатала книги по геологии и горному делу. Но значительную часть изданий составляли книги, изданные за счет Кабинета Его Императорского Величества. В первую очередь это литературные труды императрицы Екатерины П. Изящество шрифтов, изысканность виньеток и иллюстраций, гравированных по эскизам архитектора Н. А. Львова, превратили эти издания в великолепные образцы русского полиграфического искусства конца XVIII века. Типография стала и полиграфической базой кружка ученых-историографов, возглавляемого графом А. И. Мусиным-Пушкиным. Здесь был напечатан, в частности, «Лексикон российский исторический, географический, политический и гражданский» В. Н. Татищева (1793). Среди жителей дома 1830-1850-х годов был выдающийся физик и электротехник Б. С. Якоби. В этот период он создал ряд конструкций телеграфных аппаратов, проложил телеграфную линию Петербург — Царское Село, работал в области военной электротехники, метрологии, был избран академиком.

В 1886 году для тогдашнего владельца — коммерсанта Ф. В. Уте-мана — крупный петербургский зодчий Р. А. Гедике переделах фасад и надстроил карниз. С 1907 года домом владел Ф. Ф. Утеман — директор товарищества Российско-Американской резиновой мануфактуры, известной сегодня как «Красный Треугольник». С 1960-х годов эти помещения занимает детская музыкальная школа.

Дом № 33/1 на углу 16-й линии — ровесник своих соседей. В 1730-х годах он принадлежал князю Ф. А. Голицыну. В 1780-х годах тут работала казенная часовая фабрика. В 1835-1836 годах для владельца — художника Э. Паннаша возвели третий этаж, фасад получил классическую обработку.

Крупный четырехэтажный дом № 35/2 на углу набережной и 17-й линии мало напоминает первоначальный двухэтажный дом 1720-1730-х годов. В 1771-1775 годах он принадлежал вице-президенту Берг-коллегии М. М. Хераскову, который более известен как поэт и драматург. Здесь он начал героическую поэму «Россиада», сочинил драму «Друг несчастных», трагедию «Борислав», комедию «Ненавистник». Популярной в столице стала его поэма «Чесменский бой», созданная под впечатлением победы русского флота над турецким в Эгейском море. У Хераскова собирались литераторы И. Ф. Богданович, В. И. Майков, Н. И. Новиков, ученый А. А. Нартов. В этом же доме в 1774 году по приезде из Петрозаводска некоторое время жил талантливый молодой ученый А. М. Карамышев, приглашенный в столицу, чтобы стать первым преподавателем минералогии, химии и металлургии в Горном училище — нынешнем Горном институте.
С 1830-х годов вплоть до революции домом владела богатая купеческая семья Савиных. При них в 1835 году архитектор И. К. Лаутер надстроил на здании третий и четвертый этажи. Среди жильцов в 1913-1917 годах был известный искусствовед и художник С. П. Яремич.

Дом № 37 занимает два первоначальных участка. В 1720-1730-х годах был застроен только правый, примыкающий к № 35. Он принадлежал стольнику М. Головину. В 1770-х годах его купил адмирал Г. А. Спиридов, знаменитый победами над турецким флотом при На-варине и Чесме. От вдовы Спиридова в 1791 году дом перешел к адмиралу В. Я. Чичагову, полярному исследователю. В начале XIX века здесь жил П. В. Чичагов — участник русско-шведской войны, первый морской министр. На рубеже XVIII и XIX веков старый двухэтажный дом продлили по линии фасада до границы с № 39. Так выпала одна «ступенька» застройки набережной.

В 1840-1860-х годах этот двойной участок принадлежал выдающемуся зодчему А. П. Брюллову. Во второй половине XIX века среди тех, кто арендовал здесь квартиры, были известные адмиралы. Один из них — С. И. Зеленой — был хорошо знаком выпускникам университета, где читал лекции по астрономии и геодезии. Гимназистам его имя напоминало об учебнике арифметики и книжке «Беседы с детьми об астрономии и небе». Кадеты Морского корпуса штудировали его учебник «Астрономические средства кораблевождения». Живя в этом доме в 1860-х годах, он был уже директором Гидрографического департамента и работал над очередной книгой. Это были «Лекции популярной астрономии». В тот же период здесь жил управляющий Морским министерством вице-адмирал Н. К. Краббе, при котором началась постройка броненосных судов и введена на флоте нарезная артиллерия. Он покровительствовал молодому композитору, морскому офицеру Н. А. Римскому-Корсакову. В квартире Краббе в начале 1870-х годов состоялось одно из первых представлений оперы «Псковитянка». Это был любительский спектакль с минимальным числом исполнителей. Так, все мужские партии взял на себя М. П. Мусоргский.

Существующий облик здание получило в 1897 году по проекту гражданского инженера А. Л. Большакова, при домовладельце купце 1-й гильдии И. Ф. Губбарде, директоре Товарищества Шлиссельбург-ской ситценабивной мануфактуры, Акционерной компании Петровской и Спасской бумагопрядильных фабрик. Тут находились конторы этих предприятий. С 1970-х годов здесь морская, затем радиотехническая школа ДОСААФ. Ныне радиотехническая школа ОСТО.
Почти полностью сохранили свой первоначальный облик, соответствующий образцовому проекту «для именитых», два дома 1720— 1730-х годов под общим № 39. Примыкающий к № 37 принадлежал Ростовско-Ярославской епархии. Соседний перешел в ее владение в начале XIX века. При подворье существовала церковь Благоверных князей Федора и чад его Давида и Константина. В начале XX века здесь останавливались крупные деятели православной церкви: иеромонах Илиодор и архиепископ Гермоген. В 1930-х здесь располагался Геофизический музей, а позднее — лаборатория проверки гидрологических приборов.

Дом № 41/1 на углу 18-й линии — «ровесник» своих соседей по набережной. В 1730-х годах он принадлежал подполковнику князю И. Репнину. В 1820-х годах очередными владельцами стали наследники чиновника И. Ф. Грошопфа. В семье его дочери Анны, вышедшей замуж за врача А. Д. Бланка, родилась дочь Мария Александровна, в замужестве Ульянова, мать В. И. Ленина.

В 1880-х годах дом приобрел академик исторической живописи М. П. Боткин. По его заказу архитектор А. К. Бруни в 1883 году сделал мансардную надстройку для художественной мастерской, оформил интерьеры дома. Боткин собрал крупную коллекцию русского и зарубежного искусства, в том числе произведений итальянского Ренессанса. Фоном для нее служила изысканная отделка интерьеров, и современники сравнивали особняк с музеем. Там на литературных чтениях, артистических вечерах, праздниках собирались художники, музыканты, актеры. Среди них в 1901-1902 годах бывал студент историко-философского факультета Петербургского университета А. А. Блок со своей невестой Л. Д. Менделеевой, дружившей с дочерьми хозяина. Здесь бывал художник К. Сомов.

Боткин умер в 1914 году. С 1930-х годов бывший его особняк занимает народный суд Василеостровского района. Но элементы прежней отделки конца XIX века еще в 1960-х годах давали представление о том, как выглядели залы, лестницы, мастерская в начале XX века. Над широким окном студии, обращенным к набережной, сохранился картуш с вензелем хозяина.

Под № 43 числятся сразу шесть зданий. В первой половине XVIII века они принадлежали генерал-полицмейстеру В. Ф. Салтыкову, два — подворью Новгородского архиерея, стольнику князю И. Голицыну, поручику И. Ладыженскому, князю С. Долгорукову. В 1774 году подворье передали только что учрежденной бронзовой фабрике, предназначенной для создания убранства строившегося по проекту А. Ринальди Исаакиевского собора. Там выполнялись заказы для императорских дворцов и некоторых частных лиц: карнизы, гирлянды, вазы с позолотой и т. п. Заведовал фабрикой статский советник А. Ф. Бестужев, отец братьев-декабристов. Он привлек для работы известного литейщика В. П. Екимова.

На рубеже XVIII и XIX веков эти дома получил Кексгольмский полк. В 1806 году он ушел, оставив один батальон, на основе которого развернули Перновский мушкетерский. В 1808 году и он покинул остров, освободив место Финляндскому гвардейскому батальону, сформированному в 1806 году из крестьян-ополченцев Колпина, Царского Села, Ораниенбаума и Красного Села. Его офицерами стали выпускники кадетских корпусов. Вскоре батальон был преобразован в полк.
В 1812 году на Бородинском поле вместе с другими отличились и Кексгольмский, и Перновский, и Финляндский полки. В мирное время финляндцы несли караулы на острове. Для заработка солдаты участвовали летом в городских работах по благоустройству, брали подряды у военного ведомства. Среди служивших в полку были П. С. Банковский, ставший военным министром, И. С. Ганецкий — участник русско-турецкой войны 1877—1878 годов, комендант Петропавловской крепости, и генерал- адъютант В. Н. Шеншин, участник Отечественной войны 1812 года.

Здания, выходящие на набережную, отвели под офицерские квартиры. Одну из квартир занимал П. А. Федотов, который в 1833 году прапорщиком начинал здесь службу и через 10 лет капитаном вышел в отставку. Здесь он начинал рисовать сослуживцев. Их одобрение помогло ему решиться на то, чтобы полностью посвятить себя живописи. С Федотовым дружил молодой офицер А. В. Дружинин, который в 1840-х годах стал известен как талантливый писатель, автор повести «Полинька Сакс» и других произведений. В дальнейшем он стал одним из ведущих сотрудников журнала «Современник». Несколько раньше Федотова и Дружинина в полку служил поручик Н. А. Титов. Он сочинял романсы, аранжировал марши, дирижировал оркестром. Впоследствии его называли дедушкой русского романса. В 1860 году здесь останавливался по приезде в столицу выдающийся физиолог И. М. Сеченов. Его сестра была замужем за офицером Финляндского полка.

Позже других — во второй половине XIX века — перешел в полковую собственность бывший дом князей Долгоруковых на углу набережной и 20-й линии. До этого, в начале XIX века, его занимала Главная Морская аптека, затем Горная аптека. Департаменту горных и соляных дел он принадлежал, включая 1860-е годы.

Все эти здания сохранились, но в перестроенном виде.

Панораму набережной завершает монументальное здание Горного института — № 45. На его месте в 1720-1730-х годах было возведено шесть домов, продолжавших ступенчатую застройку берега Большой Невы. Четыре из них в первой половине и середине XVIII века принадлежали представителям большой семьи графов Шереметевых, один — графам Салтыковым, а последний, остававшийся недостроенным, — графу П. Мусину-Пушкину и его наследникам. Этот и два соседних, шереметевских дома в 1773 году быта куплены для только что организованного Горного училища — первого в России и одного из старейших в мире гражданских технических вузов. В начале XIX века уже весь квартал по набережной перешел к училищу.

В 1806-1811 годах, выдающийся зодчий А. Н. Воронихин полностью перестроил дома и объединил в одно крупное здание, сохранив те лее два этажа на подвалах. В центре композиции главного протяженного фасада — двенадцатиколонный дорический портик, развернутый параллельно берегу, что создает впечатляющий архитектурный акцент в перспективе набережной. Сравнение с античным храмом усиливается скульптурным оформлением, которое языком классических аллегорий рассказывает о назначении здания. По сторонам величественной лестницы, ведущей к портику, установлены группы «Похищение Прозерпины» и «Геркулес, удушающий Антея». Они выполнены из пудостского камня мастером-каменотесом С. К. Сухановым по моделям выдающихся скульпторов В. И. Демут-Малиновского и С. С. Пи-менова. Тему использования подземных богатств для укрепления экономической и военной мощи государства продолжают барельефы во фризе по обеим сторонам портика: «Венера приходит к Вулкану за военными доспехами Марса» и «Аполлон приходит к Вулкану за изготовленной для него колесницей». В 1820-х годах внутренние перестройки шли по проектам архитекторов А. И. Постникова и А. Е. Штаубер-та. Во дворе института тогда же был разбит небольшой сквер и установлены скульптуры сфинксов.

Училище с 1804 года называлось кадетским корпусом, в 1833-1834 годах — Горным институтом, после чего — Институтом корпуса горных инженеров, а с 1866 — вновь Горным институтом. В 1896 году институт получил имя императрицы Екатерины П. Неоценима его роль в создании важнейших отраслей отечественной" экономики — разведки полезных ископаемых и горнодобывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса и химической промышленности, развитии металлургии.

Огромный вклад в мировую науку внесли профессора и выпускники института, работавшие в широком диапазоне научных направлений. Представители общей и исторической геологии, палеонтологии Горного института сыграли главную роль в исследовании геологического строения территории нашей страны. Среди них — академики Ф. Н. Чернышев, А. П. Карпинский, Д. В. Наливкин. Кристаллографию, минералогию и петрографию представляли Е. С. Федоров, Н. И. Кокшаров, А. Н. Заварицкий и другие выдающиеся ученые. В области разведки полезных ископаемых крупнейшие открытия сделали академики И. М. Губкин, С. С. Смирнов и целый ряд их коллег. Здесь сформировалась гидрогеологическая наука, возникшая на основе минералогии и геологии трудами профессоров В. М. Севергина, Д. И. Соколова, Г. П. Гельмерсена и И. В. Мушкетова. Одним из продолжателей их дела явился Н. Н. Славянов — основоположник учения о минеральных водах. Важнейшие вопросы разработки месторождений или горного искусства были отражены в трудах Г. Д. Романовского, Б. И. Бокия, Е. Н. Барбота-де-Марни. Всемирную славу заслужили достижения ученых-металлургов П. И. Аносова и П. М. Обухова — организатора Обуховского сталелитейного завода, химика Д. П. Коновалова и физика Н. С. Курнакова.

История института неразрывно связана с именами президентов Берг-коллегии М. Ф. Соймонова, А. А. Нартова, А. И. Корсакова и вице-президента А. А. Мусина-Пушкина, отдавших много сил созданию и становлению этого учебного заведения. Среди преподавателей в XVIII и начале XIX века были баснописцы И. Хемницер и А. Е. Измайлов, драматург Н. И. Хмельницкий. А в XX веке здесь работали писатели Р. Д. Крюковневец «Тихого Дона» и фантаст И. А. Ефремов.
В 1817 году при институте было организовано Минералогическое общество — ныне Всесоюзное. С 1825 года издается «Горный журнал». Еще раньше, одновременно с училищем, был основан Горный музей — одно из богатейших мировых собраний минералов, горных пород, ископаемых организмов, моделей горной и горнозаводской техники (см.: 22-я линия, № 1). В 1882 году силами ученых института был организован Геологический комитет — первое в стране государственное геологическое учреждение. Ныне это Всероссийский геологический НИИ имени А. П. Карпинского. На базе Горного института возникли и другие научно-исследовательские и проектные организации: геологоразведки — ВНИГРИ, металлургии и техники разведки — ВИТР, горной геомеханики и маркшейдерского дела — ВНИМИ, Гип-рошахт, Гипроруда, Гипроникель, Механобр. С 1956 года и до наших дней вуз носит имя Г. В. Плеханова, учившегося здесь в 1874-1876 годах.

На набережной, у 22-й линии, осенью 1877 года был оборудован водомерный пост, снабженный приборами, определяющими уровень воды в реке Неве. Пост получил название «Горный институт». Высота уровня наводнений определяется от этого показателя, принятого за нулевой.

» к списку