Курс валют:
$65.217
€ 73.2126
Сегодня:
Воскресенье
18 сентября 2016 года

Новости Васильевского района

10.06 11 июня состоится праздничное мероприятие, посвященное Дню России

18.01 Сегодня на Стрелке В.О. прозвучит военно-исторический артиллерийский салют

16.01 С 14 января вступают в силу распоряжения ГАТИ об ограничении движения

29.12 7 января состоится уличный семейный праздник «Семейный сход»

29.12 Декада спорта и здоровья

06.12 8 ледовых площадок и три лыжные трассы подготовят для любителей зимних видов спорта

05.12 Ребятишки развесят в Шкиперском саду кормушки для птиц

04.12 На Васильевском острове заработали три новых светофора

30.11 1-го и 2-го декабря в дневное время движение на Дворцовом мосту будет открыто

13.11 Изменения в работе маршрутов автобусов № 100, 47, троллейбуса №9

13.11 С 15 ноября в ночное время движение по Дворцовому мосту будет закрыто

13.11 В районе реализуется программа обеспечения безопасности дорожного движения


Улицы Васильевского острова


Средний проспект

Средний проспект Прокладывать проспект начали в первой трети XVIII века. В середине столетия застройка достигала 13-й линии. Далее путь ей преграждали большие пруды, остававшиеся от притока реки Смоленки. К 1800-м годам трасса доходила уже до 18-й линии, а по плану урегулирования Петербурга 1880 года проспект продлили через Смоленское поле до нынешней Детской улицы, где его продолжением служил Малогаванский проспект, который в 1972 году был полностью включен в Средний.

Первоначальное наименование — Малая проспективая улица — было дано в первой половине XVIII века. С 1780-х годов — Средний проспект. Но в течение следующих двадцати лет встречалось и название — Средняя перспектива. В 1939 году он получил название проспект Мусоргского, в честь столетней годовщины композитора, жизнь которого была связана с Васильевским островом. В 1944 году историческое наименование было восстановлено.

Малогаванский проспект в первой четверти XIX века получил название Троицкой улицы. В 1830-х годах появилось название «Малый проспект в Галерной Гавани». С 1920-х по 1940-е годы оно трансформировалось в «Мало-Гаванский» или «Малогаванский» проспект. Было упразднено при включении Малогаванского в Средний проспект.

В середине XVTII века по оси проспекта проложили канаву для отвода дождевых стоков. В 1807-1808 годах на ее месте соорудили кирпичную водоотводную галерею, а над ней разбили бульвар от набережной до 6-й линии. До нашего времени сохранилось начало бульвара — до Съездовской линии. Это своеобразный памятник городского озеленения 1800-х годов. Остальную часть аллеи снесли в 1913-1920-х годах, чтобы на ее месте уложить рельсы второй очереди трамвая.

К первой мировой войне Средний проспект сформировался как крупнейшая торговая и транспортная магистраль острова. Эта ее роль усилилась после того, как в 1967 году на углу 7-й линии открылась первая в районе станция метрополитена — «Василеостровская». Перекресток рельсов и стрелок на пересечении с 8-9-й линиями по сложности узла и насыщенности оборудованием — один из редчайших в мире.

Новейшая история

В сентябре 2002 г. перекресток был демонтирован, трамвайная линия от моста л. Шмидта до Наличной улицы снята.
Ответственный за демонтаж - губернатор Санкт-Петербурга В. Яковлев.

Застроенная до 20-й линии в основном зданиями XIX и начала XX века, эта часть проспекта напоминает о крупной улице дореволюционного Петербурга, Далее — до Наличной улицы — ее архитектурный облик формируют дома, возведенные в 1950-1970-х годах.

Нечетную сторону Среднего проспекта открывает дом № 1/18 на углу набережной Макарова. Застройка участка началась в 1770-х годах, когда он был отведен тульскому купцу М. В. Грибанову, имевшему чугунолитейный и железоделательный завод. В то время здесь была низменная прибрежная территория, которую использовали для открытого хранения грузов, доставлявшихся по воде. В конце XVIII века Грибанов построил несколько небольших каменных зданий. В начале XIX века обширное владение Грибановых разделилось. На нынешнем участке № 1 в 1820-х годах уже стоял угловой двухэтажный дом. В 1845 году по заказу тогдашнего хозяина — купца В. М. Калгина — здание надстроили третьим и четвертым этажами, продлили по набережной и проспекту до границ с соседями. В этом виде он существует поныне. В значительной степени сохранилась классицистическая обработка фасада.

Среди жителей этого дома был в 1850-х годах молодой архитектор X. И. Грейфан, впоследствии спроектировавший ряд зданий в столице, в том числе и на Васильевском острове. Тогда же там жил студент университета князь И. Г. Чавчавадзе, впоследствии видный грузинский литератор и общественный деятель. В 1862 году снимал квартиру начинающий журналист П. А. Гайдебуров, незадолго до того исключенный из университета за участие в беспорядках. Он сотрудничал в «Современнике» и других журналах, в «Санкт-Петербургских ведомостях». В 1874 и 1876 годах там останавливался, приезжая в столицу, живописец Г. Г. Мясоедов, один из основателей Товарищества передвижных художественных выставок.

В начале 1890-х годов это был адрес Н. И. Кайданова — начальника архива департамента таможенных сборов. Он издал несколько каталогов архивных дел, которые дают ценный материал по истории русской промышленности и торговли ХVIII — начала XIX века.

С этим домом в 1900-1901 годах был связан последний период жизни крупного ученого-агронома А. В. Советова. К тому времени он был автором многочисленных трудов по земледелию, в том числе монографий «О русском черноземе», «Какие севообороты применимы в той или другой местности России». Особый интерес сегодня вызывает труд «Об исследовании окрестностей Петербурга в сельскохозяйственном отношении». Несколько десятилетий Советов редактировал «Труды Вольного экономического общества» по сельскому хозяйству.

Участок № 3, выделившись в начале XIX века из № 1, оставался еще в 1820-х годах за наследниками М. В. Грибанова. К этому времени угловой двухэтажный дом был достроен до границы с № 1. В 1876 году для купца Н. П. Андреева архитектор А. К. Бруни возвел третий и четвертый этажи. А в 1910 году крыло по Тучкову переулку было достроено до четырех этажей, и на этом формирование дома завершилось.

По другую сторону Тучкова переулка — трехэтажный дом № 5, занимающий всю сторону своего квартала до Съездовской линии.

На участке № 7/46 в первой трети XVIII века возвели каменный дом. В середине столетия он имел два этажа на подвалах. Ориентированный главным фасадом на 1-ю линию, он выходил на Средний проспект боковой стороной, а во двор — аркадами двухъярусных каменных галерей.

В 1770-х годах, когда участок принадлежал олонецкому купцу А. Шарову, армянский купец Мануйлов арендовал ряд помещений под шелкоткацкую фабрику.

В конце XVIII и первой половине XIX века здание переделывалось, достраивалось, стало трехэтажным, получило по Среднему проспекту фасад во всю ширину участка. В 1848 году архитектор Л. Я. Тиблен возвел четвертый этаж, а при капитальном ремонте в 1961 году появился пятый.

В 1867-1868 годах здесь жил талантливый живописец Н. Г. Чернецов, брат другого известного художника — Г. Г. Чернецова, незадолго до того скончавшегося. К тому времени он вышел на пенсию, нуждался в заказах на картины.
С осени 1870 по весну 1871 года тут снимал комнату студент первого курса естественного отделения физико-математического факультета Петербургского университета И. П. Павлов, впоследствии знаменитый физиолог. В 1892-1893 годах здесь была квартира университетского профессора-физиолога Н. Е. Введенского.

Каменный трехэтажный дом на участке № 9 был возведен взамен деревянного в первой четверти XIX века. Среди его жителей был в 1891 году выдающийся график и живописец второй половины XIX века П. П. Соколов. В этом доме он продолжал работу над иллюстрациями к тургеневским «Запискам охотника».

В 1904-1905 годах по заказу тогдашней владелицы А. Ф. Зябловой, жены коллежского советника, архитектор И. П. Володихин надстроил здание тремя этажами с мансардой. Фасад дома — пример строгого и элегантного модерна. Во время окончания строительства архитектор приобрел здание. Здесь находилась его квартира и частная мозаичная мастерская. Володихин был учредителем Общественного собрания художников и архитекторов. Позднее, в 1910-х годах, дом принадлежал Н. Н. Фермеру, служившему в Канцелярии Совета Министров.

Граница между домами № 9 и № 11 проходит по осевой линии переулка, существовавшего в XVIII веке. Продолжая трассу нынешней улицы Репина, он отходил от нечетной стороны Среднего проспекта в глубь квартала. В последней четверти столетия такие переулки на Васильевском острове начали упразднять, а их территорию придавать домовладениям.

Участки № 11 и № 13/41 в первой половине XVIII века составляли одно обширное владение. В 1730-х годах оно еще пустовало. А в 1740-х, когда принадлежало генерал-майору А. П. Ганнибалу, прадеду А. С. Пушкина, появились деревянные строения.

В середине XVIII века участки разделились, № 11 в 1757 году приобрел пастор Сухопутного кадетского корпуса И. Генинг. Здесь деревянный дом существовал до начала XX века. В 1902 году гражданские инженеры С. П. и А. С. Гулины построили пятиэтажный доходный дом по заказу купца и строительного подрядчика П. Г. Гулина. Среди первых его жителей в начале XX века были архитекторы С. Г. Гингер и С. О. Овсянников, а также один из авторов проекта — С. П. Гулин, сын хозяина.

В 1920-х годах здесь жил крупнейший специалист по геологии Средней Азии В. А. Николаев. В тот период по заданию Геологического комитета, где он работал, Николаев исследовал Самаркандскую область. Решению важнейшей для Самаркандского оазиса проблемы водоснабжения послужила составленная им гидрогеологическая карта правобережья реки Заравшан.

После отставки А. П. Ганнибала в 1762 году и переезда его в свои имения участок № 13/41 перешел в другие руки. В 1800-х годах угловой каменный дом имел три этажа. Его двухэтажное крыло по 2-й линии не доходило до границы с соседом, оставляя место для сада. В 1840—1841 годах, уже трехэтажное, оно по желанию нового владельца — купца Ф. Ф. Дидерихса — было достроено архитектором А. М. Болотовым до участка № 43. В 1870-1871 и 1880 годах архитектор Л. Ф. Шперер возвел четвертый этаж по Среднему проспекту и по 2-й линии. Последующее столетие и капитальный ремонт 1980-х годов мало изменили фасад.

Сын Ф. Ф. Дидерихса Роберт во второй половине XIX века был известным фортепианным мастером. Вместе с братом Андреем он владел фабрикой роялей «Братья Р. и А. Дидерихс», находившейся тоже на Васильевском острове.
Среди жителей в 1894-1904 годах был член-корреспондент, затем академик, А. Н. Пыпин. Здесь он провел последний период жизни и выдающейся научной деятельности: выпустил четырехтомную «Историю русской литературы», монографию «М. Е. Салтыков», редактировал «Известия отделения русского языка и словесности» Академии наук и академическое издание сочинений императрицы Екатерины П. Весной 1903 года ученые и общественность отмечали 50-летие его деятельности, результатом которой явились около 1200 работ по истории древней и новой русской литературы, общественной мысли, этнографии, фольклору и археографии.

В 1895-1899 годах одну из квартир занимал до переезда в дом № 1 действительный статский советник А. В. Советов — агроном, доктор сельскохозяйственных наук.

В 1898-1905 годах тут жил скульптор Р. Р. Бах. В это время он создал свои знаменитые произведения — памятник «Пушкин-лицеист» в Царском Селе и памятник М. И. Глинке на Театральной площади. В 1910—1913 годах здесь была квартира живописца Н. Д. Благовещенского — автора жанровых картин, портретов, пейзажей Италии; в 1913-1917 — архитектора К. В. Маковского, строившего дома в центре города и на Васильевском острове.

Угловой участок № 15/34 вместо с № 17, а также с № 36 и 38 по 3-й линии, составлял в первой половине XVIII века большое владение армянского шелкового фабриканта и торговца Л. Ширванова, затем — его наследников. Здесь Л, Ширванов в 1740-х годах предоставил помещение для церкви, обслуживавшей армянскую общину на Васильевском острове.

Каменный дом на углу 3-й линии (№ 15) был возведен в 1730— 1730-х годах. В середине столетия он имел один этаж на подвалах и мезонин. В 1800-х — был уже и второй этаж, вместо мезонина. Здание к тому времени было расширено по проспекту до границы с № 17, выделившимся еще в середине XVIII века. Сформировалась и современная граница по 3-й линии, в 1790-х годах отделились нынешние участки № 36 и № 38.

В 1830-х годах у тогдашнего владельца дома купца М. Бобкова несколько комнат для женского пансиона арендовала его хозяйка — иностранка Мезе. В конце XIX и начале XX века тут имелись трактир, колбасная, сливочная и другие лавки.
До начала XX века у границы с № 36 по 3-й линии существовал деревянный дом. В 1908 году по заказу очередной владелицы М. С. Викторовой, жены купца, гражданский инженер И. Б. Михаловский возвел на месте деревянного пятиэтажный доходный дом.

В 1910-х годах на этом участке находилась гостиница «Московский яр». Ресторан при нем во время мировой войны получил название «Ямка». После революции бельэтаж углового дома отдали под аптеку, и она находилась там до 1990-х годов. Помещения полуподвального этажа сохраняли свое торговое назначение.

Одноэтажный каменный, на подвалах и с мезонином, дом № 17 был возведен в 1720-1730-х годах и принадлежал купеческой семье Ширва-новых. В 1791-1800 им владел чиновник Государственного архива старых дел Я. И. Лосовиков, После целого ряда владельцев он в начале 1800-х годов стал собственностью академика скульптуры П. И. Брюлло. Сюда приходили его сыновья, в то время ученики Академии художеств — Карл и Александр, получившие фамилию Брюллов. По наследству дом перешел к третьему сыну — Федору Брюлло, писавшему иконы для столичных церквей.

В первой половине XIX века здание реконструировали, расширили до границы с № 15. При этом увеличили окна подвала, превратив его в первый этаж, вместо мезонина возвели полный третий этаж. В 1872 году профессор Академии художеств и городской архитектор Петербурга Н. Ф. Брюлло, являясь по наследству хозяином дома, надстроил его четвертым этажом и продлил до границы с № 19.

Среди тех, кто арендовал здесь квартиры, были в 1890-х годах университетские профессора — юрист Н. Д. Сергеевский и физик И. И. Боргман.

Дом № 19 в течение всего XVIII века оставался деревянным. В первой трети XIX века на его месте возвели каменный двухэтажный, а затем надстроили третьим этажом. В 1873 году архитектор П. К. Нотбек реконструировал его, сделал четырехэтажным по заказу владельца — художника Т. Е. Полилова.

Деревянной оставалась в XVIII веке и застройка участка № 21/29 на углу 4-й линии. В 1822-1823 годах по заказу тогдашнего владельца — мещанки Добрыниной — архитектор А. А. Сивере возвел трехэтажный угловой дом. В 1840-х годах здание приобрел Департамент внешней торговли и передал под квартиры для чиновников таможенного ведомства, за которым оно оставалось до самой революции. В конце 1840—1850 годах его перестроили под казарму для таможенных досмотрщиков по проекту архитектора Н. Е. Ефимова. Сегодня это жилой четырехэтажный дом.

Небольшой деревянный особняк на углу 4-й линии существовал до начала XX века (№ 23/29). Во дворе стоял каменный флигель. В начале второй половины XIX века это было владение Е. А. Видеман, вдовы действительного статского советника, у которой арендовал помещение для своей типографии французский подданный И. Гогенфельден. В типографии Гогенфельдена в 1861 году печатал свой «Букварь южнорусский» Т. Г. Шевченко, горячо взявшийся под конец жизни за дело народного просвещения. Букварь, изданный на собственные деньги, оказался единственным из задуманного им целого ряда учебников. В том же году Шевченко скончался.

В 1908 году архитектор В. В. Шауб на месте деревянного построил каменный шестиэтажный доходный дом в стиле модерн. Помещения первого этажа были спроектированы специально для магазинов. Трактир, находившийся там еще в конце XIX века, оставался по старому адресу и в начале XX. Перед первой мировой войной он назывался «Пятерка» — так как располагался на углу 5-й линии.

На правой половине участка № 25 в середине ХУШ века возвели каменный одноэтажный дом на высоких подвалах. В 1781-1791 годах он принадлежал лейб-медику К. Л. Эйлеру, сыну знаменитого математика. В конце столетия построили такой же дом на левой половине. В 1857 году их соединили пристройкой под общий карниз. В то же время сохранили просвет между левым крылом и границей соседнего владения. Когда там соорудили крупный доходный дом № 27, просвет превратился в ущелье шириной менее полутора метров. В первой половине XX века там обосновалась фотография, которую на рубеже 60-х и 70-х годов сменила торговля фруктовыми соками. Старый, полутораэтажный дом № 25 снесли в 1974 году. В 1977-м возвели крупный жилой корпус с магазином, занимающим весь первый этаж.

В 1880-1882 годах на месте небольших строений архитектор К. Н. Вербицкий построил пятиэтажный доходный дом № 27 по заказу потомственного почетного гражданина В. М. Трофимова. Сюда в 1898 году переехала лаборатория анатомии и физиологии растений Академии наук, руководимая академиком А. С. Фаминцыным. При ней первые три года была его квартира. Там же расположилось созданное Фаминцыным Бюро международной библиографии по естествознанию и математике, состоявшее в контакте с Королевским обществом в Лондоне. Лаборатория находилась тут до начала 1920-х годов.

В 1909 году архитектор И. И. Яковлев построил во дворе пятиэтажный жилой корпус. Ряд помещений там заняло одно из городских женских училищ. Его попечителем состоял поборник народного просвещения М. М. Стасюлевич, известный редактор-издатель «Вестника Европы ».

Квартал завершается просторным участком № 29/31 у пересечения проспекта с 6-й и 7-й линиями — одного из самых оживленных перекрестков Васильевского острова. На этом месте с XVIII века стоял деревянный двухэтажный дом. Во второй половине XIX и начале XX века он был известен своим трактиром. Правая половина участка, прилегающая к № 27, оставалась незастроенной еще в 1800-х годах. На ней в первой четверти XIX века возвели двухэтажный каменный дом в формах классицизма. Здесь в 1830-1840-х годах появилась пекарня с булочной. Переходя от одного владельца к другому, став государственной в советское время, булочная существовала в этом доме полтора столетия — до конца 1980-х годов. В 1997-1998 годах на углу было возведено двухэтажное здание ресторана фирмы «Макдоналдс».

На противоположной стороне участок № 31/52 долгое время имел деревянную застройку. Со второй трети XVIII века на углу стоял одноэтажный питейный дом, который с 1800-х годов имел название «В Седьмой линии».
В 1860-х годах городское ведомство приобрело эти строения и некоторое время сдавало их в аренду. В 1896-1897 годах на их месте построили четырехэтажный Городской дом 1-го Василеостровского начального народного училища по проекту архитектора А. Р. Гешвенда, при участии гражданского инженера Б. А. Бржостовского. Это было одно из самых современных для того периода учебных зданий — с 12 просторными и хорошо освещенными классами, коридорами-рекреациями, прекрасно оборудованными кабинетами естествознания и физики, библиотекой. На высоком инженерном уровне были разработаны системы отопления и вентиляции.

Осенью 1897 года училище открылось. Тогда же освятили домовую церковь Рождества Пресвятой Богородицы. С 1903 года училище носило имя императрицы Екатерины П. На фасаде по 7-й линии были установлены две мемориальные доски. Большая — в память открытия училища — находится на уровне второго этажа, под слоем краски. Вторая — маленькая, из серо-голубого мрамора — в честь автора проекта архитектора А. Р. Гешвенда. Школы, размещавшиеся здесь, носили разные номера: 7, 30, 28 и др. Занятия здесь не прекращались даже в блокаду, они продолжаются и поныне.

На соседнем участке № 33 в 1880—1890-х годах находился водочный завод Г. Е. Дена. В 1898 году архитектор Р. И. Кригер снес небольшие строения и возвел пятиэтажный доходный дом. Он же снимал здесь квартиру в 1900-1910-х годах. Возведенный по его проекту дворовый флигель (1907), в отличие от обычных безликих дворовых флигелей, имел фасад в стиле модерн. В 1909-1913 годах по этому адресу жил молодой ученый-славяновед Н. С. Державин, впоследствии академик.

Участок № 35, где с ХVШ века на проспект выходил небольшой деревянный особняк, в начале XX века приобрел гражданский инженер А. С. Гулин. В 1904-1905 годах он по собственному проекту построил пятиэтажный доходный дом в стиле модерн.

В 1911-1915 годах здесь жил один из крупных деятелей Геологического комитета Д. И. Мушкетов. В тот период, когда Геолком разворачивал съемки для составления геологической карты Средней Азии, Мушкетов исследовал территорию Восточной Ферганы. Этим он вместе с другими петербургскими учеными положил начало систематическому изучению геологии Средней Азии.

Перед революцией в этом доме снимал квартиру филолог академик В. Н. Перетц. В это время наряду с деятельностью в Академии наук он преподавал историю древнерусской, старинной украинской и белорусской литературы и народной словесности.

К 8-й линии выходит угловой дом № 37/47. Возведенный на рубеже ХУШ и XIX веков, он имел два этажа. В 1835 году архитектор П. И. Габерцетель надстроил его третьим этажом и продлил по 8-й линии. С того времени его облик мало изменился.

С 1860-х по 1900-е годы наряду с лавками и магазинами помещения здесь занимала типография «В. Безобразов и К°». Среди напечатанных ею книг выдающееся место занимает уникальное издание — многотомный «Русский биографический словарь», содержащий бесценный материал о тысячах и тысячах исторических лиц. В 1900—1910-х годах в этом доме находились гостиница и ресторан «Лондон». Ныне во втором этаже на месте ресторана — столовая.
Деревянная застройка участка № 39/42 на углу с 9-й линией сохранялась до конца 1870-х годов. В 1881 году архитектор Н. Ф. Монтандр возвел доходный дом. Вскоре участок перешел к семье крупных купцов и промышленников Брусницыных. Деньги от сдачи квартир внаем шли на содержание «Дома призрения в память Николая и Елены Брусницыных», построенного на Косой линии (см.: Косая линия, № 15а).
Здесь летом 1901 года в квартире у сестры своей матери поселился 18-летний А. Толстой. Окончив Самарское реальное училище, он приехал в столицу, чтобы поступить в Технологический институт. Успешно сдав экзамены, он переехал на 3-ю линию, 16, где снял комнату.

Участки № 41 и № 43 в начале 1820-х годов объединились. Там стояли деревянные и небольшой каменный дома. В 1810-1840-х годах владельцем участка был Ф. X. Вирст — редактор в Комиссии по составлению законов. В одном из домов в 1824 году жил капитан-командор И. Ф. Крузенштерн, уже известный мореплаватель, автор трехтомного «Путешествия вокруг света», почетный член Петербургской Академии наук. В Петербург он переехал из своего эстляндского имения для того, чтобы наблюдать за печатанием составленного им «Атласа Южного моря» и гидрографического описания к нему.

В 1850-х годах здесь жил русский военный историк А. В. Висковатов — автор целого ряда работ: «Краткой истории 1-го кадетского корпуса», «Краткой хроники полков и других частей русской армии», «Исторического описания одежды и вооружения российских войск с древнейших времен до 1855», «Краткого исторического обзора морских походов русских и мореходства их вообще до исхода XVII столетия», статей для военных энциклопедий.

После целого ряда владельцев оба участка перешли в собственность «Общества для доставления средств Высшим женским курсам», которое тогда же приступило к возведению пятиэтажного учебного корпуса. Он сооружался в 1913-1914 годах по проекту архитектора И. В. Рыльского и инженера путей сообщения А. А. Эйхенвальда, под наблюдением академика архитектуры В. П. Цейдлера. Аудитории и лаборатории предусматривались для физико-математического факультета Бестужевских курсов. Но едва они были готовы, как началась первая мировая война, и учебный корпус передали под госпиталь для тяжелораненых. В 1918 году эти помещения занял Василеостровский районный Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, председателем которого был А. П. Леонов. Совет разместил здесь районную продовольственную управу. С 1920-х годов это один из учебных корпусов университета. В 1928-1930 годах здесь находилась лаборатория синтетического каучука резинотреста, где работал академик С. В. Лебедев. В 1970-1980-х — научно исследовательский химический институт университета, а ныне НИИ географии.
До начала XX века на углу Среднего проспекта и 10-й линии существовал деревянный жилой дом (№ 45/27). В 1914-1915 годах А. Ф. Барановский, мастер петербургского модерна, возвел для крупного подрядчика строительных работ М. Д. Корнилова угловой доходный дом в шесть этажей с мансардами, включив в него и построенный в 1907 году флигель у границы с № 43.

Угловой дом на участке № 47/34 тоже оставался деревянным до начала XX века. В 1810—1830-х годах участок принадлежал семьям морских офицеров Лисянских — Анатолия и Анания Федоровичей. В 1836 он перешел к купцу Орешникову. При следующем владельце докторе медицины Aye в 1850-х годах по 11-й линии пристроили одноэтажный каменный корпус.

В арендованных помещениях на Среднем проспекте купец А. Н. Никитин в 1890-1900-х годах содержал трактир «Эрмитаж». 10 ноября 1895 года во время забастовки на табачной фабрике «Лаферм» (Средний пр., № 36) В. И. Ленин и М. А. Сильвин пытались связаться с ее работницами, но из-за полицейского оцепления это не удалось. Тогда они пришли в ближайший к фабрике трактир Никитина, чтобы там выяснить причины волнений и подробности хода стачки. Через неделю «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» выпустил краткое воззвание «Чего требовать работницам;фабрики "Лаферм"».

В 1910-1911 годах на месте прежних строений возвели угловое шестиэтажное здание. В создании проекта помимо архитектора А. Ф. Барановского принимал участие и сам домовладелец А. А. Заварзин — купец, связанный со строительными работами.

Среди жителей дома в 1913-1915 годах был историк революционного движения в России М. К. Лемке. В тот период он состоял управляющим типографией и книжным складом М. М. Стасюлевича.

Почти одинаковые по силуэту дома № 45/27 и № 47/34 обращены к центру перекрестка пятигранными угловыми эркерами с купольными завершениями. Их общность подчеркивается одинаковой отделкой, где использована глазурованная белая плитка и скульптурные барельефные вставки. Правда, в декоре более позднего дома № 45/27 отсутствуют камень и цветная плитка, в отличие от № 47/34. С их постройкой возникла симметричная композиция —небольшой архитектурный ансамбль.

Дом № 49 — самый старый среди соседей в квартале. Пятиэтажный, с эркерами, он был построен в 1879 году для купца Т. О. Бадаева техником М. А. Андреевым, автором многих доходных домов в центре столицы.
Участок № 51—53 во второй половине XVIII и первой трети XIX века представлял собой одно владение. В 1830-х годах оно разделилось. К этому времени на углу 12-й линии имелся небольшой каменный дом в один этаж на полуподвале. Он был построен в 1822 году архитектором Е. И. Диммертом. В середине XIX века здесь располагался Высший коммерческий пансион, на рубеже XIX и XX веков ряд помещений занимала аптека «Василеостровская».

В одном из строений на этом участке провел первый год своей студенческой жизни В. В. Смидович — впоследствии известный как писатель Вересаев. В 1884 году после окончания Тульской классической гимназии он поступил на историческое отделение историко-филологического факультета Петербургского университета.

В 1911-1912 годах на месте прежних угловых строений архитектор И. А. Претро возвел шестиэтажный доходный дом по заказу семьи графов Бенигсенов. Он выделяется своим нарядным фасадом в формах барокко, созданным по эскизам , другого петербургского зодчего — С. С. Серафимова.

В конце 1940-х — начале 1950-х годов на участке № 51 был возведен дом с той же архитектурной обработкой фасада.

В 1825 году по заказу купеческой семьи Голубиных архитектор Е. И. Диммерт возвел на углу 13-й линии трехэтажное здание — № 55/40. В конце 1820-х годов там разместился Дом призрения бедных, вскоре получивший покровительство императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. Для него здание приспособили по проекту архитектора А. Е. Штауберта. К середине столетия здание было достроено по Среднему проспекту до границы с № 57. В 1897 году архитектор Ф. Л. Миллер пристроил по 13-й линии учебный корпус с двусветным церковным залом третьего — последнего этажа. Это церковь Мученицы царицы Александры.

После революции, в 1920-х годах, здесь находился клуб имени Урицкого, в 30-х — имени Яковлева. Оба — табачной фабрики имени Урицкого. Здесь же работал Театр драмы и комедии. В 1940-1980-х годах бывший Дом призрения занимало ремесленное училище, преобразованное затем в ПТУ. Ныне здание передано театру под руководством Л. Малеванной.

Соседнее монументальное здание на углу 14-й линии — № 57/43 — было сооружено по проекту архитектора Л. М. Хидекеля в 1939 году как общежитие для студентов Электротехнического института связи имени проф. М. А. Бонч-Бруевича.

Квартал между 15-й и 16-й линиями (№ 59—65) начал осваиваться в 1780-х годах и первоначально составлял одно обширное владение, где к началу XIX века лишь на углу 15-й линии имелись постройки — небольшие, деревянные. После того как в 1820-х годах владение разделилось, они оказались на участке № 59/38.

В 1862—1863 годах рядом с угловым деревянным возвели каменный четырехэтажный дом по проспекту. Автором проекта был архитектор Е. Е. Аникин. Через сорок лет на месте деревянного построили каменный четырехэтажный дом на углу, спроектированный гражданским инженером С. П. Кондратьевым. Оба корпуса, стоящие вплотную, составили одно здание. В первых этажах разместились магазины.

Из обширного владения образовались и три других участка — № 61, 63 и 65. На первом из них деревянные строения были разобраны в первой половине XX века. На образовавшемся пустыре разбили небольшой сквер. Рядом сохранялся деревянный, в два этажа, с мезонином, дом № 63, построенный во второй трети XIX века. С 1880-х по 1900-е годы он принадлежал купцу С. С. Степанову, затем купеческой семье Заварзиных. Здесь находилась слесарно-кузнечная мастерская.

В этом доме в 1909-1913 годах жил крупный анатом и гистолог академик А. А. Заварзин.

Деревянный дом № 63 снесли на рубеже 1960-1970-х годов. Новое шестиэтажное жилое здание заняло все пространство от № 59 до №65. В первом этаже разместился специализированный книжный магазин «Недра».

На пустовавшем участке № 65/41 в 1839 году его владелец инженер-капитан И. В. Подшивалов по собственному проекту возвел угловой трехэтажный каменный дом. В 1899 году архитектор Г. Г. фон Голи надстроил его четвертым этажом, пристроил пятиэтажные корпуса по проспекту и 16-й линии.

На участке № 67/32 первые строения, небольшие, деревянные, появились в 1800-х годах. Существующее ныне четырехэтажное каменное здание на углу 17-й линии создавалось в несколько этапов: его часть с левой стороны по проспекту построена в 1864 году (арх. А. А. Докушевский), угловая — в 1883 году (архитектор Н. А. Мельников) и, наконец, в 1903 году по 17-й линии (техник Л. В. Богусский).

В первом этаже здания в конце XIX и начале XX века тогдашние его владельцы — семья купцов Шуваловых — содержала трактир. В 1972 году там открылось специализированное детское кафе «Матрешка».

Среди жителей этого дома в 1900-1910-х годах был видный гидрограф генерал-лейтенант Ф. К. Дриженко. К тому времени под его руководством были выполнены гидрографические работы на Байкале, Онежском озере, Белом море, Каспии, а в эти годы он возглавлял съемку Балтийского моря. Его именем назван мыс на Новой Земле.

Небольшие строении участка № 69, выходившие на проспект, не сохранились. На их месте — четырехэтажный жилой дом, возведенный во второй четверти XX века. Соседний — № 71 — был сооружен в 1905 году его владельцем — архитектором М. Б. Квартом и имел семь этажей. В 1990 году его состояние признали аварийным и снесли, оставив три пятиэтажных дворовых флигеля. Не сохранился и лицевой дом № 73. Там сейчас небольшой сквер.
Квартал завершается трехэтажным жилым домом № 75 на углу 18-й линии, формировавшимся в несколько этапов с 1841 по 1901 год, когда он расширялся и надстраивался.

За 19-й линией до начала XX века простиралось Смоленское поле, которое принадлежало городскому ведомству, долго использовалось для выгона скота и оставалось резервом для строительства городских и общественных зданий. Значительная часть его принадлежала лейб-гвардии Финляндскому полку, который разводил там огороды. В связи с планом урегулирования Петербурга, утвержденным в 1880 году, трассу проспекта продлили через Смоленское поле.
За бульваром обширную территорию вдоль проспекта отвели под строительство Василеостровского трамвайного парка — дома № 77. В 1906-1909 годах были сооружены депо, административный корпус и другие объекты — по типовому проекту, разработанному техником Л. Б. Горенбергом и Ф. О. Тейхманом. Позднее, в 1913-1915 годах, возведено административное здание по проекту А. А. Ламагина. С 1922 по 1992 год парк носил имя А. П. Леонова, революционера, являвшегося в 1918 году председателем районного Совета.

Далее — на участках с № 79 по № 85 — располагаются промышленные и транспортные предприятия. На участке № 87 с довоенных лет существовали физкультурные площадки. Одну из них занял стадион завода «Севкабель». В 1950-х годах оборудовали стадион Военно-Морского Флота. В 1988 году завершили строительство закрытого плавательного бассейна ВМФ. Его проектировали архитекторы Т. Ф. Хрущева и Л. М. Рощин, конструкторы В. И. Канатуш и О. А. Курбатов. В глубине квартала, под № 89, находится завод коммунального машиностроения. Здесь в 1912 году была сооружена мусоросжигательная станция.

Завершается этот квартал у пересечения с Детской улицей большим пустырем с группой старых высоких деревьев. Еще в 1970-х годах их было значительно больше, и они обозначали периметр земельного участка, до сих пор несколько возвышающегося над окружающей территорией. Сохранилась и небольшая железобетонная лестница — спуск к проезжей части.

Подсыпка участка до незатопляемой отметки была сделана в 1900 году, а следующим летом тут возвели двухэтажный каменный дом — убежище для беднейших жителей Галерной гавани на время наводнений. При нем действовала домовая церковь Праведного Святого Лазаря. Это здание снесено в 1960-х годах.

Под № 93 — крупный кинотеатр «Прибой», сооруженный в 1968 году по типовому проекту, разработанному архитекторами В. Ф. Беловым, О. В. Василенко, Н. Н. Трегубовым, В. М. Фромзелем, Л. Н. Шима-ковским, инженерами П. А. Таракановым и Р. И. Пашковским.

За улицей Шевченко красную линию нечетной стороны Среднего проспекта продолжает Шкиперский сад.

Далее, за Карташихиной улицей, нечетная сторона проспекта формируется зданиями постройки 1930-1950-х годов. Исключение составляет дом № 103/9 на углу Наличной улицы. Каменный, трехэтажный, он был возведен в 1886-1887 годах по проекту гражданского инженеpa А. К. Павловского и техника А. И. Поликарпова как приют для бедных церкви Святой Троицы, стоявшей на другой стороне Наличной улицы. Церковь не сохранилась.
Четную сторону Среднего проспекта открывает трехэтажный дом № 2/16.

Участок № 4 со второй половины ХУШ века принадлежал купеческой семье Загибениных, в дальнейшем — другим купеческим фамилиям. Он был занят в основном складами. Здания, строившиеся на проспекте в XIX веке, не сохранились.
Застройка участка № 6/13 началась в конце ХУШ века. В начале 1800-х годов уже имелся двухэтажный каменный дом по Тучкову переулку, выходящий на Средний проспект узким боковым фасадом. В первой четверти XIX века пристроили двухэтажный корпус по Среднему проспекту. В 1832 году архитектор В. Е. Морган надстроил его третьим этажом.

Во второй половине XIX века дом принадлежал известной купеческой семье Ждановых, в которой были мастера-химики, а Н. И. Жданов являлся инженером-технологом. Они работали на собственном химическом заводе, располагавшемся на Петровском острове. С этой семьей связано название реки Ждановки.

Деревянная застройка участка № 8/20 сохранялась в XVIII и первой трети XIX века. В 1842 году архитектор И. А. Цим возвел четырехэтажный угловой дом по проспекту, до соединения с № 10, и по Тучкову переулку.
25 февраля 1887 года в одной из квартир происходило последнее совещание членов революционной группы, готовившей покушение на жизнь императора Александра III. A 1 марта здесь же полиция арестовала одного из руководителей группы — А. И. Ульянова.

В 1890-х годах тут жил городской садовник И. П. Визе. В этот период он участвовал в разработке первоначальной планировки полукруглого сквера на Стрелке Васильевского острова.

Участок под № 10 выходит на Съездовскую линию под № 25.

Участок № 12/44 на углу проспекта и 1-й линии первоначально, в 1730-х годах, принадлежал графине Е. Апраксиной. Дом, возведенный здесь, во второй половине XVIII века был занят казенным питейным заведением, которое именовалось еще «Ржевским» питейным домом. В начале XIX века здание надстроили третьим этажом, продлили до границы с № 42.

В 1892-1900 годах здесь жил академик архитектуры А. А. Пар-ланд. В тот период в Петербурге осуществлялось его знаменитое произведение — строился храм Воскресения Христова на Екатерининском канале. В начале 1890-х годов одну из квартир снимал член-корреспондент Академии наук зоолог Н. П. Вагнер.

В конце 1880-х годов свое отделение открыл здесь Петербургский Столичный ломбард. На рубеже XIX и XX веков в этом здании располагалась «Екатерининская аптека».

На углу проспекта и нынешней улицы Репина в XVIII и XIX веках стоял деревянный дом, имевший каменный флигель по переулку. В 1904-1906 годах на месте прежних строений архитектор Ф. А. Кор-зухин возвел пятиэтажный доходный дом № 14 в стиле модерн. Фасад на уровне последнего этажа был декорирован майоликой. Первый этаж был спроектирован как торговые помещения. Часть их в начале XX века занимал ресторан.

Обширный участок № 16 между нынешней улицей Репина и 2-й линией начал застраиваться в 1720-1730-х годах. На углу 2-й линии тогда же бы построен большой деревянный дом, к которому по проспекту примыкал сад, занимавший почти все владение. На рубеже XVIII и XIX веков вместо деревянного построили каменное здание, одноэтажное, на высоких подвалах. В 1780-1800-х годах оно принадлежало британскому негоцианту Д. Весле, затем коллежскому советнику Никитину, в 1840-1860-х — купцу Я. В. Фохтсу, содержавшему здесь винный погреб.

В 1897—1898 годах по заказу очередного владельца — купца К. И. Путилова — архитектор В. В. Шауб возвел пятиэтажный доходный дом. В угловой части он предусмотрел просторные торговые залы. Их интерьеры сохранялись до капитального ремонта, проведенного в конце 1970-х — начале 1980-х годов. Т. Н. Путилова, вдова купца, была последней владелицей дома.

В 1860-х годах здесь была квартира А. П. Лаверецкого, автора скульптурных портретов Александра II, В. А. Жуковского, Ф. П, Толстого и других деятелей. Ряд его работ хранится в Государственном Эрмитаже. С 1897 по 1911 год тут жил университетский профессор механики Д. К. Бобылев — крупнейший в то время специалист в вопросах гидродинамики, автор учебника «Курс аналитической механики».

С 1890-х по 1918 год угловые залы первого этажа занимал большой мануфактурный и галантерейный магазин торгового дома «Путилов». После революции и до капитального ремонта он оставался одним из самых крупных галантерейных магазинов Васильевского острова. В 1980-х здесь был магазин «Аист» — товары для новорожденных. Торговые помещения здесь и поныне.

Участок на углу проспекта и 3-й линии не имеет номера. Он был частью обширного владения, существовавшего с 1720-1730-х годов и принадлежавшего в середине XVIII века английскому негоцианту В. В. Гому, затем петербургскому купцу П. П. Шустину. В начале 1820-х годов владение разделилось. Одна часть — ныне дом № 32 по 2-й линии — впоследствии была приобретена Г. И. Елисеевым, а угловая в 1820-1860-х годах принадлежала купчихе Борисовой, в начале 1870-х — купцу Я. X. Пелю, от которого перешла к евангелическо-лютеранской церкви Святого Михаила.

В 1874 году был утвержден проект здания для кирки, разработанный инженер-полковником К. К. Бульмерингом. В его композиции использованы формы готики. Здание играет ответственную роль в архитектурном облике проспекта и 3-й линии, является одной из высотных доминант в силуэте застройки Васильевского острова.

Что же касается адреса, то тут мы имели один из редких примеров сохранения старой традиции, согласно которой церкви не включались в порядковую нумерацию домов. В последнее время здание числится под№ 18.

В послевоенное время в здании кирки разместилось шорное производство экспериментального завода «Спорт» Главспортпрома.

На рубеже XVIII и XIX веков, еще до разделения крупного владения на углу проспекта и 3-й линии, к деревянному угловому дому примыкало каменное двухэтажное здание № 18 занимавшее правую половину участка. В 1826 году по заказу семьи купца Борисова надстроили каменный дом третьим этажом и продлили его до углового участка (архитектор А. 3. Комаров). Так в основном завершилось формирование дома, позднее надстроенного четвертым этажом. С 1870-х годов он принадлежал лютеранской кирке Святого Михаила.

В 1884—1885 годах здесь во втором этаже снимал комнату ученик Академии художеств В. А. Серов, впоследствии знаменитый художник. В одном из писем он сообщал: «Комнатка у меня совсем как у немецкого композитора. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Одно окно меня приводит всегда в восторги, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры — стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль. Одним словом, готика, и я чувствую себя в Германии. Хозяйка у меня вдобавок чистая немка. Часто с ней говорю по-немецки. К тому же Бетховен правильно каждое утро проигрывается у меня в мозгу — что тоже очень приятно».

Первый этаж дома традиционно был занят торговыми заведениями. В 1973 году открыли пивной бар «Петрополь», где обстановка стилизована под эпоху Петра I (архитекторы И. В. Ерофанова и В. М. Путимцев).

Дом № 20/27 занимает пространство двух первоначальных участков, на которых в XVIII и первой половине XIX века стояли небольшие деревянные дома. Угловой участок в 1790-1820-х годах принадлежал академику исторической живописи и граверу Е.М. Корнееву. В этот период он наряду с другими работами выполнил две очень большие серии рисунков. Первая из них была сделана в 1800-х годах, когда он сопровождал иностранных путешественников в их поездке по России, и была издана в Париже в 1812 году. Вторая серия рассказывала о кругосветном плавании 1819-1822 годов экспедиции капитана 2 ранга М. Н. Васильева, исследовавшей Северный Ледовитый океан в районе Берингова пролива и занимавшейся описанием азиатского и американского берегов. Роскошно изданные, тщательно отпечатанные и раскрашенные рисунки Е. М. Корнеева ценились необыкновенно высоко.

В середине столетия эта территория представляла собой огромный пустырь, огороженный забором, который использовался как дровяной двор. В 1894-1895 годах по заказу очередного владельца — статского советника А. Г. Елисеева — архитектор А. К. Гаммерштедт возвел трехэтажное протяженное здание на углу 4-й линии. Там Елисеев разместил бесплатную женскую рукодельную школу, которая впоследствии получила его имя. Школа должна была давать прдфессию и общее образование, то есть средства к жизни девочкам из неимущих слоев населения.

С послереволюционных лет в этом здании находится общеобразовательная школа. Среди ее учеников в 1935—1941 годах был В. А. Шаталов, впоследствии летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза. В 1970-1980-х годах он неоднократно бывал в школе — встречался с ее учениками. В 1973 году по 4-й линии сделана трехэтажная пристройка к основному корпусу с таким же фасадом.

На участке № 22/42 в XVIII и первой половине XIX века стоял угловой деревянный дом. С 1795 по 1812 год он принадлежал скульптору Я. И. Земельгаку, работавшему в мастерской выдающегося русского ваятеля Ф. И. Шубина. Одна из работ Земельгака — мраморный бюст президента Академии художеств И. И. Бецкого — неоднократно копировалась в металле. Бронзовая копия, выполненная Н. А. Лаверецким, была установлена в 1860-х годах в саду бывшего Воспитательного дома на Мойке, 48, где ныне Педагогический университет им. А. И. Герцена. Им были выполнены надгробия князя М. П. Голицына и купца С. Я. Яковлева для Лазаревского кладбища Александро-Невской лавры.
В 1851 году по заказу очередных владельцев — семьи графов Эссен-Стенбок-Ферморов архитектор В. Е. Морган возвел каменный двухэтажный дом на углу 5-й линии с дворовыми флигелями для общественных бань. В 1882 и 1906 годах все строения реконструировались, помещения для бань расширялись, угловое здание стало четырехэтажным. Полная реконструкция здания была проведена и в конце 1950-х годов.

Дом № 24, двухэтажный на подвалах, был возведен в 1806-1809 годах для подполковника В. Серебрякова, служившего в Адмиралтейств-коллегий «при лесах». В центре — воротный проезд, оформленный четырехколонным тосканским портиком, поддерживающим балкон. Фасад завершен треугольным фронтоном. Внутри сохранились лестница на сводах и архитектурная обработка внутренних помещений начала XIX века.

В 1830-х годах участок перешел к статскому советнику С. Н. Аладову и принадлежал его семье до 1918 года. В дворовом флигеле в 1837 году жил А. В. Тимофеев — один из поэтов пушкинской поры. Свои стихи он печатал в журнале «Библиотека для чтения». К нему собирался небольшой круг знакомых: цензор и писатель А. В. Никитенко и журналист Я. М. Неверов — сослуживец Тимофеева по редакции журнала Министерства народного просвещения. В 1910-х годах здесь была квартира академика исторической живописи А. Н. Новоскольцева, известного своими полотнами на библейские и исторические сюжеты. Среди них — «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия на Куликовскую битву».
В 1970-1980-х годах здесь находился проектный Институт огнеупоров.

Самым старым каменным домом по этой стороне квартала был двухэтажный под № 26, возведенный на рубеже XVIII и XIX веков. Он был снесен в начале 1970-х годов. Тогда же на его месте возвели трехэтажное здание, в архитектурной обработке фасада использованы формы классицизма. Здесь Невско-Ладожское бассейновое водохозяйственное управление.

Освоение участка № 28/29 началось в 1730-х годах. Деревянные дома тут сохранялись до начала XIX века.

В первой четверти столетия на углу 6-й линии возвели каменный двухэтажный дом. В 1826 году по заказу тогдашних владельцев — наследников купца Демидова — архитектор И. К. Лаутер пристроил к нему по 6-й линии каменный трехэтажный корпус на высоких подвалах. В тот же период к демидовскому участку присоединили соседнее владение. Так сформировалась территория нынешнего дома № 28/29.

Среди жителей того периода был в 1863 году выдающийся художник И. Н. Крамской. Сюда он переехал вскоре после женитьбы. Здесь продолжались рисовальные сеансы, которые он устраивал для друзей. Его часто посещал И. Е. Репин, приходя после занятий в рисовальной школе. В начале 1864 года Крамской переехал на 17-ю линию.

В начале 1870-х годов участок приобрела А. И. Лихачева, жена потомственного почетного гражданина. В ее доме в 1873 году снимал комнату студент естественного отделения физико-математического факультета Петербургского университета И. П. Павлов вместе с братьями Дмитрием и Петром. Осенью того же года он переехал на Малый проспект.

По заказу Лихачевой крупный петербургский зодчий А. В. Иванов в 1878-1879 годах надстроил здания, возвел пятиэтажные корпуса по Среднему проспекту и 6-й линии, реконструировал старые и построил новые флигеля во дворе. Лицевые дома имели просторные дорогие квартиры, а во флигелях была коридорная система с дешевыми комнатами. Меблированные комнаты этого дома именовались в среде студентов и художников «Лихачевкой».
В 1880 году тут поселились члены Центрального университетского кружка народовольцев Л. М. Коган-Бронштейн и П. Е. Попович. После антиправительственной демонстрации в университете в феврале 1881 года они перешли на нелегальное положение, а в апреле были арестованы. В августе 1889 года здесь поселилась Н. К. Крупская, начавшая учебу на Бестужевских курсах.

Во флигелях с коридорной системой имелся специальный штат прислуги. Там работала тетя известного писателя А. П. Чапыгина. У нее он прожил первые месяцы столичной жизни, приехав мальчиком зимой 1883 года. Там же во второй половине 1880-х и начале 1890-х годов снимал комнату молодой художник М. М. Далькевич. У него на рисовальных сеансах собирались недавние ученики Академии художеств. В их числе был карикатурист П. Е. Щербов.
В 1903—1914 годах здесь была квартира живописца и графика И. Я. Дмитриева-Челябинского. К этому времени относятся его карандашные рисунки «Горький за чтением», «Горький и Андреева», серия рисунков «В России и за границей».
Среди жителей этого крупного дома были: в 1907-1910 — Л. С. Берг, известный впоследствии географ; в 1904-1930-х — преподаватель Благовещенского городского училища В. И. Чернышев, впоследствии видный советский лексикограф, один из создателей 17-томного Академического словаря русского языка; в 1911-1915 — историк В. И. Семевский и его жена Е. Н. Водовозова-Семевская, известная издательница и литератор. При доме был и книжный склад издательства Водовозовой.

В начале XX века, когда дом принадлежал княгине В. П. Черкасской, сюда переехала семья Песковских. Е. И. Веретенникова, в замужестве Песковская, была двоюродной сестрой В. И. Ленина. В этом доме она организовала частную женскую гимназию, педагогические курсы новых языков и детский сад. Она же ими и заведовала.

Расположение участка у перекрестка двух главнейших торговых магистралей Васильевского острова предопределило одну из функций дома. Еще в 1800-х годах здесь была съестная лавка, в середине XIX века — винный погреб. На рубеже XIX и XX столетий первый этаж был насыщен самыми разными торговыми заведениями. Тут были ренсковый погреб и чайный магазин, сливочная лавка и магазин фруктов. С ними соседствовали колбасная, мясная, зеленная и мелочная лавки, суровский и белошвейный магазины, мастерская белья и магазин дамских шляп, посудная и свечная лавки. Кроме того, с 1890-х годов в этом доме находились пекарня и булочная, которые с начала XX века работали под фирмой торгового дома «И. М. Максимов». Пекарня существовала еще в 1940 году, но уже как 30-е отделение артели «Хлебопечение».

Весной 1943 года большая фугасная бомба разрушила центральную часть фасада по Среднему проспекту. Восстановление началось летом 1944 года. Столовая, которая работала во время блокады, существует и сегодня. Торговые помещения угловой части, занимает кондитерский магазин «Белочка».

Участок № 30/50 на углу 7-й линии выделился в 1800-х годах из крупного владения, существовавшего во второй половине XVIII века. Вместе со стоявшим там одноэтажным каменным домом его приобрел купец Д. К. Рубцов. В 1809 году дом по завещанию Рубцова перешел к церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, в первой трети XIX века был надстроен вторым этажом. Церковь сдавала жилые и торговые помещения этого здания внаем. , г ;
В конце XIX и начале XX века первый этаж арендовали магазин золотых и серебряных вещей, книжный и часовой магазины, фотография, москательная лавка, белошвейная мастерская. Там располагались также ренсковый погреб и портерная лавка Калинкинского пивоваренного завода, чайный магазин, фруктовая и сливочная лавки. Торговые заведения, фотография существовали в этом доме до середины 1950-х годов.

Бывший церковный дом не сохранился. На его месте была сооружена станция метрополитена «Василеостровская», которая открылась в 1967 году. Авторами подземного зала явились архитекторы А. Я. Мачерет, А. И. Прибульский, Л. С. Чупина и инженер В. А. Акатов. Наземный вестибюль проектировали архитекторы А. С. Гецкин и В. П. Шувалова.

Не сохранился и каменный дом № 32, построенный примерно в одно время с № 30/50. Его территория тоже отошла под станцию метро «Василеостровская».

На обширном соседнем участке № 34/25 в XVIII и начале XIX века стоял деревянный угловой дом с большим садом и службами. Но уже в первой четверти столетия угловой деревянный дом был заменен двухэтажным каменным. В 1874-1875 годах архитектор Э. Ф. Крюгер надстроил его до четырех этажей и продлил по проспекту до границы с № 32, а также по 8-й линии — но не до границы. Там в 1901-1902 годах по проекту архитектора Н. А. Дрягина пристроили пятиэтажный корпус.

Среди жителей дома в 1905-1917 годах была М. Л. Диллон, одна из первых женщин-скульпторов. В тот период она создала несколько скульптурных портретов, а также надгробные памятники — живописцу-пейзажисту К. Я. Крыжицкому на Смоленском кладбище и В. Ф. Комиссаржевской в Александре-Невской лавре.

В 1912-1913 годах здесь была квартира историка литературы и генеалога Б. Л. Модзалевского, известного к тому времени работами о жизни и творчестве А. С. Пушкина, библиографическим описанием библиотеки поэта, участием в организации Пушкинского Дома.

Капитальный ремонт начала 1970-х годов несколько изменил облик здания. Так, были сняты эркеры на Среднем проспекте. Но традиционные торговые помещения остались.

Каменный дом № 36/40 пришел на смену деревянному в первой четверти XIX века, когда по 9-й линии возвели двухэтажный жилой корпус. В 1832 году архитектор И. К. Лаутер пристроил трехэтажное здание по Среднему проспекту. Заказчиком был купец Воробьев. В 1860-х годах строительство продолжал очередной хозяин участка — архитектор К. И. Лоренцен. Вся существующая многоэтажная застройка связана с табачной фабрикой Товарищества «Лаферм», участок для которой был приобретен в начале 1870-х годов. Для нее в 1890-х годах угловой дом надстроили четвертым, пятым, а затем и мансардным этажами (архитектор Ю. Ю. Бенуа). В 1911 и 1913 годах архитектор Р. И. Кригер возвел шестиэтажные, с мансардами, производственные корпуса в стиле модерн по проспекту и 9-й линии. Первый из них занял участок №'38, присоединенный к фабрике в начале 1900-х годов.

«Лаферм» было одним из старейших табачных предприятий страны. Основанное в середине XIX века, оно с переездом на Средний проспект быстро расширялось. Фабрика стала первым табачно-папиросно-сигаретным производством в России и первой сигаретной фабрикой в мире. К началу первой мировой войны Товарищество «Лаферм» поглотило своих конкурентов и превратилось в трест, который охватывал 14 крупнейших фабрик страны и контролировал две трети производства табачных изделий, что гарантировало ему господство на внутреннем рынке. Трест захватил всю скупку сырья и влиял на табаководческие районы Закавказья, Крыма, Бессарабской, Харьковской и других губерний.
В 1920-х годах фабрика получила имя М. С. Урицкого. Она работала и во время блокады — выпускала табачную смесь с использованием заменителей и табачной пыли. В качестве добавок брали осенние листья клена, собранные работницами на аллеях Большого проспекта. К 1980-м годам фабрика стала головным предприятием объединения. Ныне это Российско-американское предприятие Р. Дж. Р. — Петро.

Узкий участок № 40 в 1785 году был отведен под застройку квартальному надзирателю В. В. Клочкову. Через два года он продал его чиновнику А. Е. Протопотову, который в первой четверти XIX века возвел двухэтажный каменный особняк. В 1855 году при новой владелице жене действительного статского советника В. И. Турчаниновой он получил другой фасад — по проекту архитектора И. А. Цима — с использованием форм барокко. Для очередного владельца — офицера П. В. Соколова в 1880-1882 году дом перестраивал архитектор А. И. Ковшаров. В послевоенное время был передан под электромеханический техникум, преобразованный затем в радиомеханический. Ныне колледж радиоэлектронного приборостроения.

Как и соседний, участок № 42/25 был отведен для застройки в 1785 году. Его получила жена коллежского асессора К. X. Паульсена Ульяна. Вторым браком она вышла за архитектора, подпоручика Управы Благочиния И. П. Кребера и в 1790-м году продала свой деревянный дом. Деревянной застройка участка существовала до последней четверти XIX века. В 1874 году для очередного владельца — швейцарского гражданина Л. И. Бреше архитектор О. А. Клаузен возвел четырехэтажный угловой дом. В 1910 году к нему по 10-й линии пристроили пятиэтажный доходный дом в стиле модерн по проекту архитектора И. Б. Калиберды.

В 1911-1916 годах здесь жил университетский профессор, член-корреспондент Академии наук А. С. Архангельский. К тому времени он был известен такими трудами, как «Творения отцов церкви в древнерусской письменности». Один из крупнейших авторитетов в вопросе о древнерусской литературе в ее связи с византийской, отчасти западной средневековой, он был автором монографии «Святые Кирилл и Мефодий и совершенный ими перевод Священного Писания».
На углу 11-й линии, главным фасадом на проспект (№ 44/32), с середины XVIII века стоял деревянный дом. Во второй четверти XIX века его заменили новым — с фасадами по проспекту и по 11-й линии. Сохранившийся до нашего времени, он имеет первый этаж каменный, а второй — деревянный, оштукатуренный с улицы и обшитый со двора.

В 1830-х годах здесь была квартира выдающегося художника А. Г. Венецианова. О жизни в Петербурге он писал: «...В Питере лучше, нежели в деревне: конечно, хлопотливее, заботнее, да есть из чего хлопотать: здесь можно жить все 12 месяцев». Он ценил город за то, что здесь кипит умственная жизнь, процветают искусства, за то, что Петербург — «реторта, где плавится мысль человеческая».

В середине XIX века тогдашний владелец участка купец Кунерт занял одно из строений под собственную шелкоткацкую фабрику.

Формирование застройки этого участка завершилось в 1900 году, когда по заказу очередного хозяина — мещанина Д. А. Вышегородцева — гражданский инженер С. П. Кондратьев построил пятиэтажный доходный дом по 11-й линии, занявший свободное пространство от углового здания до границы с соседом. В 1902-1903 годах по этому адресу жил известный композитор А. С. Аренский.

На участке № 46 до последних десятилетий XIX века существовала деревянная застройка. В 1882 году для владельца А. В. Константинова был сооружен четырехэтажный доходный дом по проекту архитектора А. П. Михайлова.
Среди тех, кто снимал здесь квартиры, в конце XIX века был университетский преподаватель математики М. Л. Песковский. Но в то же время он сочинял рассказы для детей по географии, перевел «Путешествия и приключения Гулливера» Д. Свифта, несколько романов Жюля Верна. Его женой была Е. И. Веретенникова — двоюродная сестра В. И. Ленина. У Песковских в 1880-х годах бывали Анна, Александр и М. А. Ульяновы, а в 1891 — В. И. Ульянов.
В 1917 году здесь снимал квартиру И. В. Джугашвили (Сталин).

Внешний вид здания с того времени изменился: большинство скульптурных деталей эклектической обработки фасада было срублено при послевоенном ремонте, появились детали классицистической обработки. Фасад значительно упростился.

Еще в конце XIX века купец И. М. Максимов открыл здесь булочную с пекарней. Его наследники торговали здесь с 1900-х годов вплоть до революции под вывеской «Торговый дом «И. М. Максимов». Булочная-кондитерская и сегодня существует в этих помещениях.

На большом участке № 48/27, где с XVIII века стояли деревянные дома, архитектор К. А. Тон в 1849 году возвел двухэтажный каменный особняк для тогдашнего владельца этой земли купца и владельца аптеки П. Курта. Этот особняк выходит на 12-ю линию. В 1850-х годах участок перешел к Н. Д. Быкову, живописцу. В кругу художников его знали как ценителя русского искусства, умеющего открывать таланты среди молодежи, которых он материально поддерживал своими заказами. Быков собрал замечательную коллекцию, в которой были картины Боровиковского и Левицкого, Лосенко и Венецианова, Карла Брюллова и Кипренского, Шебуева и Шишкина. Особняк, где Быков поместил свою коллекцию, был богато отделан, обставлен старинной мебелью, украшен хрусталем и бронзой. Скончался Быков в 1884 году. Значительную часть картин приобрел московский купец П. М. Третьяков для своей галереи.
В дальнейшем особняк реконструировали, надстроили до пяти этажей.

В середине 1880-х годов участок перешел к В. Н. фон Дервиз, вдове действительного статского советника. Для нее в 1891-1892 годах архитектор А. Ф. Красовский построил четырехэтажный доходный дом по Среднему проспекту и по 12-й линии, до бывшего особняка Быкова.

Среди жителей дома в 1896-1904 годах был историк русской литературы И. А. Шляпкин, известный к тому времени целым рядом исследований, в числе которых — монография «Святой Димитрий Ростовский и его время». Живя в этом доме, он преподавал в университете, на Высших женских курсах и в Александровском лицее. С 1899 по 1905 год тут снимал квартиру с мастерской живописец Л. Е. Дмитриев-Кавказский.

В доме фон Дервиз находилась благотворительная общественная столовая и богадельня.

Дом был известен в начале XX века «театральным залом фон Дервиз». Большой флигель для зала был сооружен в 1897-1898 году по проекту А. Ф. Красовского во дворе. Но его парадный подъезд выходит на Средний проспект. Разные драматические и оперные труппы ставили там свои спектакли: в 1906 году — «Современный театр», затем Новый Василеостровский театр режиссера Н. А. Попова, позднее — театр известного актера В. Р. Гардина. В этом зале устраивали литературные чтения, лекции, а также революционные собрания. В 1930-х годах зал принадлежал Театру юных зрителей, кукольному театру, а затем был передан под клуб табачной фабрики имени М. С. Урицкого. Ныне здесь государственный Театр сатиры на Васильевском острове, образованный в 1989 году.

Четная сторона проспекта между 13-й и 14-й (№ 50—56) линиями пустовала в XVIII и первой четверти XIX века. Ее обширное пространство напоминало сельские угодья с огородами, садами и отдельными деревянными домиками принадлежало семье купца Иванова. Во второй четверти XIX века на углу 13-й линии возвели двухэтажный каменный дом № 50/38. В 1870 году архитектор А. Р. Гешвенд надстроил его третьим этажом, построил на границе с № 52 трехэтажный жилой флигель. Позднее угловое здание получило четвертый этаж.

В 1852 году архитектор И. А. Варнек по заказу жены полковника Булгакова возвел трехэтажный каменный дом № 52 в формах позднего классицизма, надстроенный впоследствии четвертым этажом. В 1870—1880-х годах он принадлежал владельцу ряда домов на Васильевском острове сенатору Н. В. Калачеву. Видный историк, он в этот период осуществил свою идею создания в столице Археологического института и стал его первым директором. В 1905 году ряд помещений в доме № 52 занимала типография Петербургского комитета РСДРП.

Застройка соседнего участка № 54 тоже началась в первой половине XIX века, но она оставалась деревянной до конца столетия. В 1908 году для купца Я. А. Щербакова гражданский инженер В. Ф. Иванов возвел пятиэтажный доходный дом. Среди жителей здесь в 1910-х годах был артист — Г. Е. Глебов-Котельников. В этот период он начинал работу над своим знаменитым изобретением — парашютом. Примерно в те же годы это был адрес двух технических журналов — «Автомобильная техника» и авиационного — «Летание».

На участке № 56/41 в 1832 году был построен деревянный одноэтажный дом титулярной советницы Шишковой. У нее в 1844 году, выйдя в отставку с военный службы, арендовал две комнаты бывший штабс-капитан П. А. Федотов, выдающийся живописец. С этим домом была связана его работа над картинами «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и целой галереей портретов. Здесь он написал свое знаменитое «Сватовство майора». У Федотова бывали поэт А. Н. Майков, иллюстратор «Мертвых душ» А. А. Агин, гравер Е. Е. Бернардский, молодой литератор В. В. Стасов. В 1849 году П. А. Федотов переехал на 21-ю линию, 8.

В 1909 году, когда участок стал собственностью богатого строительного подрядчика М. Д. Корнилова, на месте деревянного возвели шестиэтажный доходный дом с парадными фасадами как по 14-й линии, так и по проспекту. Автором проекта был видный представитель петербургского модерна А. Ф. Барановский. Крупное здание с угловым эркером, увенчанным купольным завершением, играет важную роль в панораме Среднего проспекта, как и № 45/27 на углу с 10-й линией, принадлежавшее этому же владельцу.

Среди жителей дома был в 1911-1913 годах выдающийся художник К. С. Петров-Водкин. В этот период наряду с другими полотнами им было создано «Купанье красного коня».

Квартал между 15-й и 16-й линиями (№ 58—64), подобно предыдущему, до второй половины XIX века представлял собой окраинную местность с обширными огородами и садами, небольшими деревянными домиками.

Старая застройка углового участка № 58/36 не сохранилась. Там в 1970 году был сооружен семиэтажный жилой дом. Его первый этаж, отведенный под торговые залы, занят крупным магазином женской одежды. Не дошла до нашего времени и дореволюционная застройка соседнего участка № 60—62. В глубине территории в 1930-х годах построили двухэтажный детский сад, существующий поныне.

Формирование четырехэтажного жилого дома на углу 16-й линии № 64/39 началось в 1880-х годах, когда по проспекту и по линии были возведены небольшие каменные здания. В ходе реконструкций, продолжавшихся и в первой половине XIX века, они были включены в существующий дом. Здесь в начале 1970-х годов открыли пивной бар «Бочонок».

Капитальная застройка квартала между 17-й и 18-й линиями (№ 66—72) началась во второй половине XIX века. До этого здесь были отдельные деревянные дома. В 1898 году архитектор Е. Р. Бах возвел трехэтажный каменный дом № 66/30 с угловым эркером над входом в магазин. Заказчиком был богатый торговец И. Д. Андреев, вышедший из крестьян. Вскоре он перешел в купеческое сословие и в дальнейшем был избран помощником старосты хлебно-ситце-колбасного цеха столицы. В новом доме Андреев открыл мелочную торговлю.

Ныне торговые помещения занимает продовольственный магазин.

Под,№ 68 числятся два пятиэтажных флигеля во дворе, построенные в 1900-х годах. Деревянный лицевой дом не сохранился. На его месте — сквер за оградой. В 1905 году в одном из флигелей снимал жилье ученик Академии художеств А. И. Савинов, впоследствии один из крупных живописцев. Весной 1905 года в квартире рабочего гвоздильного завода А. И. Ефимова полиция арестовала участников собрания революционного кружка гвоздильщиков.
На участке № 70 в 1895-1896 годах техником В. Н. Клагесом был возведен трехэтажный

» к списку