Курс валют:
$67.0512
€ 74.3799
Сегодня:
Понедельник
22 августа 2016 года

Новости Васильевского района

10.06 11 июня состоится праздничное мероприятие, посвященное Дню России

18.01 Сегодня на Стрелке В.О. прозвучит военно-исторический артиллерийский салют

16.01 С 14 января вступают в силу распоряжения ГАТИ об ограничении движения

29.12 7 января состоится уличный семейный праздник «Семейный сход»

29.12 Декада спорта и здоровья

06.12 8 ледовых площадок и три лыжные трассы подготовят для любителей зимних видов спорта

05.12 Ребятишки развесят в Шкиперском саду кормушки для птиц

04.12 На Васильевском острове заработали три новых светофора

30.11 1-го и 2-го декабря в дневное время движение на Дворцовом мосту будет открыто

13.11 Изменения в работе маршрутов автобусов № 100, 47, троллейбуса №9

13.11 С 15 ноября в ночное время движение по Дворцовому мосту будет закрыто

13.11 В районе реализуется программа обеспечения безопасности дорожного движения


Улицы Васильевского острова


Съездовская и 1-я линии

Съездовская и 1-я линии От Университетской набережной отходит перпендикулярно Большой Неве. Оканчивается у набережной Макарова, подходя к ней под острым углом. Длина их одинаковая — 1243 метра.

Улица играет важную планировочную роль в прямоугольной сети линий и проспектов Васильевского острова. Первоначально она служила границей между усадьбой князя А. Д. Меншикова и жилыми кварталами. От нее начиналась разбивка остальных линий. Этим объясняется название 1-й линии, которое сохранилось с 1718 года без изменений. Противоположная сторона сформировалась несколько позже. Получила наименование Кадетской линии в середине XVIII века по зданию Кадетского корпуса. В 1918 году переименована в Съездовскую — в честь I Всероссийского съезда Советов рабочих и крестьянских депутатов.

Проекты планировки Васильевского острова первой четверти ХУIII века выделяли улицу как одну из главных: здесь предусматривалось строительство каменных домов.

По словам известного литератора И. И. Панаева, 1-я линия, как и «его великолепная набережная» — это аристократическая часть Васильевского острова, его Невский проспект

Улица сохраняет с середины XVIII века, когда был построен Тучков мост, роль транзитной трассы, связывающей Петроградскую сторону с Адмиралтейской стороной. Именно здесь появились первые виды общественного транспорта: в первой половине XIX века открылось движение общественных карет, в 1870-х годах была проложена конно-железная дорога, которую в 1907 году заменил трамвай.

Застройку улицы открывает комплекс слитых в единое целое зданий Первого Кадетского корпуса. Сухопутный шляхетный, позднее Кадетский, корпус — привилегированное учебное заведение — был организован в 1731 году, а через год размещен в переданном ему Меншиковском дворце.

В 1730-1740 годах по проекту архитектора Дж. Трезини возвели двухэтажное, на подвалах, здание, примыкающее к дворцу, — дом № 1. От следующего здания его отделяет портик из четырех пар колонн. Так оформил главный вход в здание архитектор К. Д. Халтурин в 1938 году. Он же изменил архитектурную обработку ряда помещений, в том числе Сборного (Актового) зала.

Далее по Съездовской линии тянется здание, возведенное в 1770-х годах, со скромной плоскостной обработкой фасадов. Значительная протяженность следующего здания, замыкающего перспективу Большого проспекта, отмечена портиком из четырех пар ионических колонн на пьедесталах. Боковые крылья также декорированы портиками. Этот облик здание, возведенное в 1750-х годах, получило после перестройки в 1770-х, когда корпус купил его у купца Шемякина.

Основателем корпуса и его первым директором стал президент Военной коллегии Б. X. Миних. Среди руководителей корпуса такие известные деятели, как И. И. Бецкой, М. И. Кутузов. Педагог корпуса М. С. Перский увековечен в повести Н. С. Лескова «Кадетский монастырь». В стенах корпуса выросло много талантливых людей, в том числе историк И. П. Елагин, изобретатель телеграфа П. Л. Шиллинг, металлург П. Г. Соболевский, физик В. Ф. Петрушевский.
В XVIII-XIX веках здесь получили воспитание и образование литератор М. М. Херасков, драматург В. А. Озеров, поэт К. Ф. Рылеев, военачальники, отличившиеся в 1812 году и при обороне Севастополя, в освободительной войне на Балканах.

Преподавателями в корпусе работали крупные ученые Академии наук. Один из них, академик Я. Д. Захаров, в 1804 году с корпусного плаца начал первый в России полет на воздушном шаре с проведением научных опытов. Вместе с ним был бельгийский воздухоплаватель Э. Р. Робертсон. Физик Э. X. Ленц использовал пруд бывшего Меншиковского сада для опытов по изучению температуры воды.

В XVIII веке это военно-учебное заведение было одним из культурных центров столицы. В 1730-х годах в среде его учащихся возник литературный кружок, где открылся талант поэта и драматурга А. П. Сумарокова. В конце 1740-х годов кадеты начали ставить на своей сцене пьесы на французском, а затем и на русском языке. В их числе были трагедии Сумарокова «Хорев» и «Гамлет». В середине XVIII века русские спектакли шли систематически. Сумароков был и режиссером. Он участвовал в подготовке ярославской любительской труппы Ф. Г. Волкова, направленной в Петербург, стал первым директором общедоступного театра, учрежденного в 1756 году.

В пансионе Ферре, помещавшемся в одном из зданий Кадетского корпуса, воспитывался в 1740-х годах автор знаменитых мемуаров А. Т. Болотов.

В 1863. году корпус переехал на Петроградскую сторону, а в палатах Меншикова разместилось Павловское военное училище. Его директор П. С. Ванновский впоследствии стал военным министром. Кадетский корпус, называвшийся временно 1-й С.-Петербургская военной гимназией, был возвращен сюда лишь в 1882 году. Здесь он просуществовал до 1918 года, когда был упразднен. На территории корпуса находились православная и лютеранская церкви.
В бывшем Меншиковском дворце помещался музей Корпуса. Он использовался в 1909 году для выставки объединения «Мир искусства».

Памятное событие в истории русского спорта произошло на плацу корпуса в 1898 году: состоялся первый футбольный матч, от которого ведет историю российский футбол.

В 1917 году с 3 по 24 июня в Сборном зале и других аудиториях проводился I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, где 4 июня В. И. Ленин произнес знаменитые слова о том, что партия большевиков готова взять власть в свои руки.

В 1918-1920-м здесь размещались 3-й Финские курсы РККА и 1-я Петроградская пехотная школа. В 1920-1930-х годах — Объединенная Интернациональная военная школа, Ленинградские военно-политические курсы имени Энгельса, Ветеринарный микробиологический институт РККА, Институт по изучению Севера, Арктический институт, Музей Арктики.

Двухэтажный небольшой дом № 3 возведен в конце XVIII века. Здесь проходили заседания редакционной комиссии по составлению манифеста о крестьянской реформе, проходившие в конце 1850-х годов.

На бывшей территории корпуса, в глубине за оградой, в 1937 году по проекту архитектора Л. Е. Асса возвели четырехэтажное школьное здание — дом № З-5. Сейчас это школа № 35. В одном из классов на третьем этаже укреплена мемориальная табличка: «В этом классе училась Таня Савичева».

На углу Двинского переулка сохранился трехэтажный жилой дом № 5, построенный в 1730-1740-х годах для Кадетского корпуса.

Небольшой квартал между Двинским и Кубанским переулками расположен на территории, которая в XVIII веке была частью обширного сада Кадетского корпуса, а в 1840-х годах перешла в частные руки. Его составляют два четырехэтажных дома — № 7 и № 9, возведенных одновременно в 1841—1842 годах. Первый из них построил архитектор П. И. Габерцетель. В 1870-х архитектор Р. Е. Бергман перестроил здание.

Здесь в 1844 году после выхода в отставку жил выдающийся мореплаватель адмирал И. Ф. Крузенштерн.

В 1890 году квартиру на третьем этаже снял Д. И. Менделеев, только что покинувший университетскую кафедру. Тогда же по просьбе Военного министерства он работал над созданием бездымного пороха. Кроме того, с 1891 года он являлся автором, составителем и редактором статей по вопросам химии, техники и промышленности «Энциклопедического словаря» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Став ученым хранителем Депо образцовых мер и весов, он в 1893 году переехал на Забалканский, ныне Московский проспект.

Дом № 9 возводился по проекту архитектора Г. Р. Цолликофера в 1841-1842 годах. В 1844 году тут снял квартиру русский и украинский писатель Е. П. Гребенка, считающийся литературным учителем Т. Г. Шевченко. Здесь он жил до декабря 1848 года, до своих последних дней.

В 1880-х годах в этом доме поселился, выйдя в отставку, директор Горного института, известный минералог, академик Н. И. Кокшаров. В то время он оставался директором Минералогического общества.
После перестройки здания в 1900 году, проведенной крупным зодчим Ф. И. Лидвалем, изменились планировка и фасады, приобретя существующий вид.

С 1903 по 1913 год это был адрес ученого-металлурга Н. А. Иос-сы — профессора Горного института и первого председателя Русского Металлургического общества. Одну из квартир в 1910—1917 годах снимал член-корреспондент Академии наук, крупный языковед И. А. Бо-дуэн де Куртенэ. С середины 1920-х по 1931 год здесь жил сотрудник Геологического комитета А. Н. Криштофович. В этот период он как палеоботаник изучал происхождение и насыщенность угленосных слоев в районах Дальнего Востока.

За Кубанским переулком практически все участки сквозные и выходят на Тучков переулок. Двухэтажный дом № 11, построен в 1720-1730-х годах. Существующий облик ему придал архитектор Л. Л. Бонштедт при перестройке в середине XIX века.

В 1730-1740-х годах, когда дом принадлежал княгине Троекуровой, во втором этаже жил В. К. Тредиаковский. Здесь он в течение нескольких лет переводил огромный труд французского ученого Рол-лена — десятитомную «Древнюю историю» и двенадцатитомную «Римскую историю». Осенью 1747 года пожар уничтожил библиотеку поэта и вместе с ней — завершенный перевод. Вынужденный перебраться на другую квартиру, Тредиаковский больше не вернулся сюда.

Среди жителей дома в 1910-1917 годах был профессор Д. П. Коновалов. Преемник Д. И. Менделеева в университете, он был выдающимся ученым в области физической химии и горной металлургии, являлся директором Горного департамента и одним из организаторов -Русского Металлургического общества.

Дом № 13 возвели в 1975 году по типу дома первой трети XVIII века. Первоначально это было два участка — княгини Мещерской и бригадира Кудрявцева. В 1784 году их приобрел и объединил портовый браковщик Брезинский.
Летом 1838 года в доме, стоявшем на этом месте, поселился Т. Г. Шевченко. Это был его первый адрес на Васильевском острове после поступления в Академию художеств. В 1830-х годах там жил литератор и переводчик А. Н. Струговщиков.

В 1890 году архитектор А. А. Фролов организовал в этом доме студию декоративной мозаики, где началось создание мозаичного убранства для храма во имя Воскресения Христова (в память 1 марта 1881 года), известного как «Спас на крови». После смерти в 1897 году А. А. Фролова его заменил младший брат — В. А. Фролов. Вскоре мастерская переехала отсюда (см.: Большой проспект, № 64).
В начале XX века ряд помещений занимала водолечебница. Медицинские функции сохранились за этим участком и позднее. В 1969 году старое здание передали расширявшейся больнице имени Г. И. Чудновского. Для нее и возвели новое здание.

Дом № 15 построили тоже в 1975 году. Его фасад — воплощение «образцового» проекта дома «для именитых» Ж.-Б. Леблона. Переданный одновременно с № 13 больнице имени Г. И. Чудновского, старый дом заменили новой постройкой.
Прежнее здание в 1730-х годах принадлежало полковнику Титову, в 1770-х — семье полковника Е. А. Фаминцына. С 1790-х годов и до самой революции переходило к иностранным купеческом семьям, в том числе прусского вице-консула И. Эстеррейха и баварского консула Ф. В. Вальца.

Каменный дом на участке № 17 был возведен в 1720-1730-х годах. В середине XVIII века им владели князья Долгорукие, а во второй половине того же столетия его занимала так называемая «нижняя» аптека Медицинской коллегии. Ее в 1791 году упразднили, а здание продали купцу М. И. Щербакову, семье которого участок принадлежал до 1830-х годов.

В 1857 году архитектор В. Я. Лангваген изменил обработку фасада, а в 1875-м известный петербургский зодчий Н. Ф. Беккер надстроил дом третьим этажом. Прежние интерьеры исчезли при капитальном ремонте 1960-х годов.
Среди жителей в 1830-х годах был грузинский царевич из рода Багратионов — Баграт Георгиевич, сенатор, тайный советник.

Дом № 19 возвели в середине XVIII века на фундаменте, заложенном в 1720-1730-х годах. Он принадлежал князю Долгорукому, затем, в 1760-х — коллежскому советнику Чекалевскому, а в 1790-х — купцу Ольхину. В 1800-х его владельцем был архитектор Антонио Порто. Тогда же по его проекту сооружался Монетный двор в Петропавловской крепости. Одновременно он руководил строительством крупного здания Врачебного училища при госпиталях на Выборгской стороне — нынешней Военно-медицинской академии.

С 1820-х годов дом принадлежал купеческой семье Гейде, которая содержала здесь гостиницу в 30 номеров, скромную и недорогую. Из ее постояльцев можно назвать известного минералога и кристаллографа Н. И. Кокшарова. В 1846 году он остановился тут по приезде из-за границы. В марте 1862 года здесь пробыла несколько дней О. И. Басаргина, приехав повидать своего брата — Д. И. Менделеева, в то время доцента университета.

Гораздо более, чем гостиница, был известен ресторан Гейде, находившийся при ней. Историк и статистик И. И. Пушкарев в 1840-х годах ставил его в число семи лучших ресторанов столицы. Но при этом отмечал: «Здесь русских не видно, все иностранцы, более англичане».

Писатель и журналист И. И. Панаев отмечал в 1850-х годах: «Это заведение не имеет ничего общего с баснословно дорогими ресторанами Дюссо, Донона и Бореля... Заведение г. Гейде переносит вас совершенно в Германию, в средней руки трактир в немецком городе, здесь умеренный, очень порядочный общий стол от 2 до 6 часов, по 60 коп. Два бильярда, кости и пиво. Это немецкой клуб, пропитанный табачным запахом, всегда полный своих обычных посетителей, которые молчаливо и глубокомысленно пощелкивают бильярдными шарами или костями, покуривая свои сигары и попивая свое пиво... У Гейде все знакомы друг с другом».

Столь успешно вела дела купчиха М. И. Гейде. После ее смерти наследники продали в 1868 году участок купцу Э. Л. Гюнтеру. По его заказу архитектор Р. Е. Бергман в конце 1860-х и начале 1870-х годов реконструировал гостиницу в доходный дом, изменил обработку фасада, используя формы барокко.

Среди тех, кто снимал тут квартиры, в 1890-х годах был крупный геодезист и гидрограф А. А. Тилло. К тому времени под его руководством был составлены карты рек европейской России и их бассейнов. В 1890-х годах он руководил исследованиями магнитной аномалии Курской губернии.

Особую историко-архитектурную ценность представляет собой дом N 21. Возведенный во второй половине XVIII века для купца Василия Грехова, он сохранил свой фасад, обработанный четырьмя коринфскими пилястрами, барельефными панно на античные сюжеты, масками в замках окон первого этажа.

С 1799 по 1820-е годы участок принадлежал калужскому купцу Я. И. Билибину, а затем жене действительного статского советника Попова, у которой был приобретен выдающимся зодчим А. П. Брюлловым в 1845 году.
А. П. Брюллов сразу же переделал внутренние помещения, разделил двор поперечным корпусом на две части. Вход в свою квартиру он устроил в небольшом дворике, напоминавшем древнеримский атриум, украшенный фонтаном и установленной на уровне второго этажа небольшой терракотовой фигурой Аполлона, покровителя муз. Парадную лестницу облицевали искусственным мрамором. Лестничную площадку выложили, подобно античным мозаичным полам, мраморами разного цвета. В центре ее — набранное из черной мозаики древнеримское приветствие «Salve» — «Здравствуй!». Сохранились камины, лепные карнизы, роспись плафона в Помпейском зале и т. п.

В 1870-х годах здесь жил и сын архитектора, живописец П. А. Брюллов. Тогда же его приняли в Товарищество передвижных художественных выставок, где были представлены его полотна «Прошлое лето», «Болото, вечер», «Усадебная дорожка», «Соседки» и др.

После смерти в 1877 году А. П. Брюллова дом перешел к его дочери — С. А. Сюзор, жене крупного петербургского зодчего и общественного деятеля графа П. Ю. Сюзора. Академик архитектуры, почетный член Академии художеств, председатель Общества архитекторов-художников, автор проектов многих столичных зданий, в том числе нынешнего Дома книги на Невском, П. Ю. Сюзор жил здесь до конца 1910-х годов.
В 1907 году Общество архитекторов-художников основало в этом доме Музей Старого Петербурга. В тот период, когда широко развернулось строительство крупных доходных домов, город терял ценные образцы старой архитектуры, старинных интерьеров. Музей организовал фотофиксацию сносимых зданий, делал слепки с наиболее интересных архитектурных деталей. И. Я. Билибин и братья Бенуа, Н. К. Рерих и К. С. Петров-Водкин, А. А. Рылов и 3. Е. Серебрякова, многие другие художники выставили на продажу свои картины, а на вырученные средства образовали денежный фонд музея. Деятели изобразительного искусства и коллекционеры, в том числе представители аристократии, жертвовали ему ценнейшие картины, гравюры, книги. Они передали подлинные чертежи и рисунки Ф. Б. Растрелли, Д. Кваренги, Ч. Камерона, Тома де Томона...

Художественные и исторические ценности хранились здесь же, переполняя обширную квартиру П. Ю. Сюзора и не позволяя развернуть экспозицию достаточно широко. Городская дума не успела до начала мировой войны найти специальное помещение для музея. Экспонаты остались на месте до революции и впоследствии положили начало Музею истории Санкт-Петербурга.

Соседний дом № 23 возвели в 1720-1730-х годах на узком, в пять саженей, участке. Тогда им владел представитель торговой компании купец Братин, в середине XVIII века —князь Прозоровский, с 1760-х — купец Ольхин. В 1792 году он продал участок жене выдающегося портретиста Д. Г. Левицкого, который поселился здесь. К этому времени он уже вышел в отставку, но с 1807 года снова занял место в Совете Академии художеств. Живя в этом доме, Левицкий написал последние несколько портретов, в том числе и соседа — купца Я. И. Билибина (№ 21). Художник скончался в 1822 году.

В 1905 году архитектор Л. Л. Фуфаевский построил четырехэтажный, с мансардами и на высоком подвале дом, облицованный желтым и красным кирпичом.

Среди жителей в конце XIX века был молодой живописец и график И, С. Горюшкин-Сорокопудов, впоследствии известный автор исторических и жанровых картин. В этот период он участвовал в выставках Общества русских акварелистов.

На месте дома № 25/10 первоначально было два участка. В 1720— 1730-х годах на одном из них, шириной в 5 саженей, рядом с № 23 стоял дом генерала Бутурлина. На втором — угловом — еще в конце 1730-х годов имелся лишь фундамент.

Угловой участок в середине XVIII века принадлежал Милослав-ским. Во второй половине ХУШ века оба участка слились в один, которым с 1790-х по 1820-е владели капитан И. Ольхов и его наследники. К концу XVIII века на углу Кадетской линии и Среднего проспекта имелось трехэтажное каменное здание, первый этаж которого ныне является полуподвальным и занят магазином. С 1830-х по 1850-е участок принадлежал купцу И. Ф. Остерлову. По его заказу в 1833 году Г. Р. Цолликофер надстроил нынешний третий этаж, а в 1842-м — продлил здание по Среднему проспекту в сторону Тучкова переулка.

Дом Остерлова был первым в столице адресом выдающегося ученого, одного из создателей петербургской математической школы П. Л. Чебышева. Приехав в 1847 году из Москвы, молодой адъюнкт университета, экономя средства, поселился в одной квартире с двумя знакомыми. В том же году он защитил диссертацию «Об интегрировании с помощью логарифмов», давшую ему право чтения лекций.

Тогда же большую квартиру снимал отставной военный П. П. Чайковский с семьей. К нему в конце 1854 года переехал его брат — крупный специалист горного дела генерал-майор И. П. Чайковский с двумя малолетними сыновьями Модестом и Анатолием. По воскресеньям их навещал еще один из сыновей И. П. Чайковского — 14-летний Петр, впоследствии великий композитор. Осенью 1855 года отец композитора с семьей переехал на 8-ю линию, в дом № 39.
В 1860-1890-х годах одну из квартир занимал видный петербургский зодчий В. И. Шауб. В конце XIX века он стал совладельцем этого дома.

В 1890-х годах здесь жил выдающийся ученый Н. А. Меншуткин, профессор Петербургского университета и автор популярного в России, Европе и Америке учебника аналитической химии. Тогда же он являлся и редактором «Журнала Русского химического общества».

Обширный участок № 27/5 на углу Среднего проспекта простирается в глубину до Тучкова переулка, а по Съездовской линии идет до церкви Святой Екатерины, Осваивать его начали в середине XVIII века. Во второй половине XVIII века он принадлежал Е. Л. Васильчиковой, жене бригадира, дочери камергера Л. Я. Овцына. Свой деревянный дом она в 1787 году продала купцу Д. Н. Никифорову. Затем, с 1790-х годов вплоть до революции, им владели поколения одной и той же купеческой семьи Голубиных.

В конце XVIII и начале XIX века на месте деревянных строений были возведены каменные. К 1810 году существующий трехэтажный дом был уже построен. А со стороны Среднего проспекта в 1810-1812 годах был пристроен корпус по проекту архитектора В. П. Стасова. Неоднократно перестраивался. При капитальном ремонте дома 1960-х годов были уничтожены трехъярусные каменные галереи со стороны двора.

В 1890-х годах одну из квартир занимал академик портретной живописи М. А. Мохов, один из учеников К. П. Брюллова.

В 1900-1910-х годах здесь жила преподавательница Высших женских (Бестужевских) курсов Т. М. Глаголева — автор исследования неизданных рукописей Антиоха Кантемира.

Соседний участок не имеет номера ни по линии, ни по Тучкову переулку, куда он выходит тыльной стороной. В этом проявилась старинная традиция, когда зданиям церквей не присваивались номера. В конце XVIII века здесь стояла небольшая деревянная православную церковь Святой Великомученицы Екатерины. В 1790-х годах василео-стровцы называли ее также Оспенной: ее посещали больные оспой. Она сгорела в 1809 году. Взамен построили каменную.

Возведенная в 1811-1823 годах по проекту архитектора А. А. Михайлова 2-го, церковь имеет в плане форму греческого креста. Основной объем увенчан большим куполом на высоком барабане, окру: женном коринфскими колоннами. В 1861—1863 году архитекторы Л. Л. Бонштедт и В. А. Болотов пристроили колокольню, выходящую на Съездовскую линию, трапезную, часовню, сторожку и соединяющую их ограду. Интерьер претерпел изменения в 1930-х годах.
Колокольня и купол храма играют важную роль в формировании облика улицы и служат высотными доминантами в силуэте застройки Васильевского острова.

Этот православный храм занимал свое место в общественной и духовной жизни василеостровцев. Наряду с купцами, торговыми служащими среди его прихожан были семьи ученых, художников, чиновников, военных, ремесленников. С ним были связаны многие события их личной жизни. Известно, например, что в 1873 году адъюнкт Горного института Александр Карпинский обвенчался здесь с дочерью профессора Академии художеств Александрой Брусницыной. Впоследствии выдающийся геолог А. П. Карпинский был избран президентом Академии наук СССР.

Дом № 29 был построен во второй половине XVIII века и первоначально имел два этажа. Надстроен третьим по проекту архитектора X. X. Бека в 1823 году для купеческой семьи Голубевых. Им дом принадлежал до 1910-х годов. Классическая обработка фасада, которую здание получило в то время, сохранилась.

На составе жителей отразилось близкое соседство Академии художеств. В 1890—1902 годах здесь жил академик архитектуры В. В. Шауб, а в начале XX века — живописец-пейзажист Н. П. Химо-на, ученик И. И. Шишкина и А. И. Куинджи. Он преподавал в рисовальной школе Общества поощрения художеств.

Дом отмечен мемориальной доской: «Здесь жил и работал с 1911 по 1932 год академик архитектуры Иван Александрович Фомин». В те годы он построил особняк Половцова на Каменном острове и дом Абамелек-Лазарева на набережной Мойки, создал проект «Нового Петербурга» на острове Голодай, возглавлял «Бюро по урегулированию плана Петрограда», преподавал в Академии художеств. До войны там жил и его сын — известный ленинградский зодчий И. И. Фомин. В 1920-х годах он учился в Академии художеств, затем участвовал в проектировании Дома Советов Московского района, жилого здания на набережной Карповки, Дома легкой промышленности на Вознесенском проспекте и др.
Завершает Съездовскую линию четырехэтажный дом № 31/22 (см.: набережная Макарова, № 22/31). Участок застраивался со второй половины XVIII века. Тогда он принадлежал купцу Александру Ольхину, в начале XIX века — купцу Глухову и его наследникам. Последним владельцем — с 1860-х годов и до революции — была купеческая семья Крюковых.

В 1790-х годах уже имелся трехэтажный каменный дом по Кадетской линии. Но окончательно участок сформировался лишь в 1867 году, когда к нему присоединили дополнительную территорию из городской земли. Тогда же архитектор Р. Е. Бергман надстроил здание четвертым этажом.

В 1840-х годах здесь жил один из крупнейших русских зодчих середины XIX века К. А. Тон. К тому времени по его проектам была сооружена гранитная пристань на Неве перед Академией художеств, воздвигнуто несколько храмов, шло строительство храма Христа Спасителя в Москве.

В 1890-х годах тут жили академик архитектуры А. К. Бруни и его сын — живописец и мозаичист Н. А. Бруни, пейзажист Н. Н. Дубов-ской. Одну из квартир в 1895-1897 годах занимал выдающийся русский художник П. П. Соколов. Пятидесятилетие его творческой деятельности в 1895 году широко отметили петербургские газеты и журналы. В этом доме он продолжал работу над сериями акварелей — иллюстрациями к тургеневским «Запискам охотника» и сценами из деревенской жизни.

В 1915 году здесь жил другой известный художник — К. Е. Маковский, а в 1916-1917 — его племянник, тоже живописец, А. В. Маковский.

Сюда в 1901 году переехал из Кронштадта А. С. Попов, изобретатель радио. Он начинал работу в Электротехническом институте.

В 1902 году здесь жил также М. В. Певцов — географ и астроном, исследователь Центральной Азии, а в 1904-1905 — другой крупный географ — П. К. Козлов, исследователь Монголии и Тибета. С 1914 по первые послереволюционные годы тут была квартира университетского профессора, члена-корреспондента Академии наук Н. Е. Введенского. Тогда он возглавлял физиологическую научную школу университета, основанную его учителем И. М. Сеченовым.
Практически все участки по 1-й линии до Среднего проспекта имеют выход на улицу Репина.

Четная сторона улицы открывается Румянцевским сквером с его старыми деревьями (см.: площадь Шевченко). Фронт зелени протянулся на сто метров вдоль 1-й линии, поэтому ее застройка начинается далеко от набережной. Ее открывает трехэтажный, на полуподвалах, дом № 2, возведенный в 1720-х годах. С середины XVIII века сохранились оконные наличники. В 1890 году архитектор Ю. Ф. Бруни возвел третий этаж, использовав тот же декор.

Первоначально, в 1720-1730-х годах, участок принадлежал приближенному Петра I — секретарю Тайного кабинета А. В. Макарову, затем его наследникам. У них в 1760-х годах Академия художеств арендовала дом, чтобы разместить своих учеников и актерскую российскую труппу, в которой состоял Федор Волков, считающийся первым русским профессиональным актером.

В 1830-х годах здесь жил известный мореплаватель вице-адмирал П. И. Рикорд. В то время он возглавлял Морской ученый комитет. Его жена, писательница Л. И. Рикорд, кроме стихов издала несколько книг о жизни и плаваниях адмирала. В начале 1890-х годов одно из помещений занимала живописная мастерская Грейфенбергера, изготовлявшая аптечные вывески. Там подмастерьем работал А. П. Чапыгин, впоследствии писатель.

Дом № 4 возводился в 1720-х годах по образцовому проекту «для именитых», разработанному Ж.-Б. Леблоном. Убранство интерьеров отличали богатый лепной декор, живописные плафоны. В 1720—1730-х годах дом принадлежал сподвижнику Петра I — директору Канцелярии от строений У. А. Синявину. В 1735 году тут жили сотрудники Академии наук, арендовавшей это здание. Среди них был академик И. Г. Дейтман. В 1740-х годах владельцем участка стала Коллегия иностранных дел. Она поселила тут дипломатов из азиатских стран. В 1757 году дом был передан Сухопутному шляхетному корпусу. А через десять лет Академия художеств поселила здесь своих воспитанников. В 1771 году дом перешел к лекарю Кадетского корпуса В. Е. Воронову, известному изобретением настойки Ерофеич.

В 1842 году при владельце полковнике лейб-гвардии Конного полка П. А. Чичерине здание перестроили по проекту архитектора Л. Ф. Вен-драмини. В 1879 году архитектор В. А. Шретер возвел третий этаж.

21 февраля и 1 марта 1887 года в квартире студента Б. И. Пилсуд-ского его соученик по университету Александр Ульянов и другие два члена революционной группы печатали составленный им документ — «Программу террористической фракции "Народной воли".

Среди жителей здесь в 1897 году был министр народного просвещения граф И. Д. Делянов. В начале XX века дом перешел к Д. Г. Гинцбургу, известному предпринимателю, банкиру и востоковеду. В доме хранилась его коллекция живописи и библиотека.

Дом связан с именами художников. В начале 1920-х годов здесь жилН. И. Альтман, в 1945-1961 — Ю. А. Васнецов, в 1960-1970-х — Н. И. и А. А. Костровы.

Дом № 6 возвели в 1720-х годах. В 1730-х годах и середине XVIII века участок принадлежал казначею А. Лихареву, от него перешел к семье статского советника В. Г. Баскакова, далее — к вице-адмиралу Т. Г. Козлянинову, во владении которого находился с 1787 по 1800-е годы. Один из героев Чесменского боя Т. Г. Козлянинов в этот период командовал эскадрой в Балтийском море, участвовал в сражении у острова Гогланд, блокировал шведский флот под Свеаборгом.
В начале XIX века здание получило классицистический фасад. До нашего времени дошли барельефы на античные сюжеты. С 1850-х по 1911 год дом принадлежал семье, в составе которой были архитекторы А. А. и Ю. Ф. Бруни, знаменитый живописец Ф. А. Бруни. В 1881 году архитектор Ю. Ф. Бруни надстроил третий этаж.

Одну из квартир в 1840-х годах снимал университетский профессор, крупный ученый-зоолог и геолог С. С. Куторга, автор популярной в то время книги «История земной коры». С 1842 года он состоял директором Петербургского минералогического общества, в изданиях которого опубликовал ряд ценных работ, в том числе и по геологии Петербургской губернии.

В 1880-х годах это была последняя квартира историка и литератора Н. И. Костомарова, члена-корреспондента Академии наук, внесшего большой вклад в разработку истории России и Украины XVII—XVIII веков. Живя здесь, он продолжал публиковать исследования по истории и фольклору Украины.

Среди жителей дома в 1920-х годах были художники Н. К. Шведе и Н. Э. Радлов.

Двухэтажный, на высоких подвалах, дом № 8 возвели в 1720-х годах. В 1730-х он принадлежал аптекарю Григори. В 1740 году следующий владелец, почт-директор Ф. Аш, капитально отремонтировал его. Последующими владельцами были надворный советник Адамович, вдова статского советника Бологовского, а с 1790-х по 1820-е годы — «иностранный гость», впоследствии коллежский асессор Г. Флюг.

С 1841 по 1844 год здесь, в доме купца Н. И. Блинова, жил великий баснописец И. А. Крылов. Выйдя в отставку, он покинул казенную квартиру при Императорской Публичной библиотеке и переселился сюда; продолжал посещать Академию художеств, ее собрания, выставки. Летом 1841 года он позировал К. П. Брюллову в его академической мастерской для портрета, бывал в Академии наук, но основное время проводил дома, готовя очередное издание своих басен. Оно оказалось последним при его жизни.

Существующий вид здание приобрело в результате перестройки 1873 года по проекту архитектора М. 3. Захарова. Капитальный ремонт 1968-1969 годов почти не изменил его внешний облик. Сохранился балкон на гранитных кронштейнах еще начала XIX века, с кованой решеткой. Внутри уцелели лестница с дорическими колоннами, лепные карнизы и наборный паркет в квартире И. А. Крылова.

Дом № 10 построили в 1720-х годах. В 1730-х он принадлежал графине Ромодановской, в середине XVTIE века — семье графа Головина, затем полковнику Шлиссельбургского пехотного полка Ф. фон Полю, с 1764 года — полковнику П. П. Лобричу и его наследникам, с 1789 — английскому негоцианту М. В. Руту, далее — иностранным купцам О. Лауницу, Стефферту, Лейшке.

В 1860-1870-х годах участком владел живописец, ректор Академии художеств П. В. Васин, затем его сын — архитектор Н. П. Васин, который в 1878 году надстроил здание третьим этажом, переделал фасад.
Дом № 12 был возведен в 1720-х годах. В 1730-х и середине XVIII века принадлежал генералу Леонтьеву, в 1770-х — булочному мастеру И. Шаффу, затем надворному советнику М. Гибнеру, купцу М. Глухову, в начале XIX века — коллежскому секретарю А. Кузнецову.

При перестройке в начале XIX века фасад оформили в стиле классицизма. Центральный ризалит увенчали треугольным фронтоном, над окнами второго этажа появились барельефные панно на античные сюжеты. Облик дома, сложившийся в тот период, детали интерьеров, парадная лестница сохранились до нашего времени. В помещениях первого этажа уцелели своды, относящиеся к первой четверти XVIII века.

В 1830-1860-х годах дом принадлежал крупному ученому и военному деятелю генералу Ф. Ф. Шуберту, автору важных работ по геодезии, составителю географических карт России. Под его руководством в 1828 году был создан топографический план Петербурга, имеющий большую научную и историческую ценность. У Шуберта часто собирались музыканты, художники, ученые, а также связанные с ним родственными узами архитектор А. П. Брюллов и литератор О. И. Сен-ковский. В разные годы у него гостили внучки Софья и Анна. Одна из них потом прославилась как первая женщина-математик С. В. Ковалевская, а вторая — как деятельница Парижской Коммуны А. В. Жак-лар. Сюда в 1865 году в гости к Анне приходил Ф. М. Достоевский, при содействии которого публиковались ее литературные произведения.

До середины 1890-х годов домом владела С. Ф. Шуберт, дочь ученого, а после нее вплоть до первой мировой войны — архитектор Б. К. Веселовский, профессор Академии художеств и хранитель Эрмитажа. Он жил тут же.
В феврале 1906 года в одной из квартир состоялась конференция представителей Петербургского и районных комитетов РСДРП по вопросу об отношении к Государственной думе. Полиция арестовала 26 человек, из них 14 рабочих.
Дом № 14 был возведен в 1720—1730-х годах на узком, пятисаженной ширины участке. Он имел два этажа на полуподвале, перестроенном позднее в первый этаж. С небольшими изменениями сохранился до нашего времени. В 1730-1750-х годах принадлежал обер-секретарю Сверчкову, затем генерал-поручику барону К. Е. Сиверсу, с 1758 года — действительному статскому советнику М. В. Тихомирову, с 1791 — коллежскому асессору Ф. Ефремову, затем капитану флота Г. А. Долгорукову, а с 1798 по 1800-е годы — И. П. Екимову, художнику-миниатюристу и историческому живописцу. Позднее, в 1860-х годах, участок перешел к С. Ф. Шуберт, а в 1890-х — к Б. К. Веселовскому.
Осенью 1874 года по возвращении из-за границы тут, у своих родственников, на несколько месяцев поселилась С. В. Ковалевская с мужем, талантливым палеонтологом, журналистом и издателем В. О. Ковалевским.
На месте дома № 16 в середине ХУШ века было два узких, пятисаженных участка с каменными домами. Левый принадлежал С. А. Колычеву, ближнему стольнику и герольдмейстеру Петра I, Колычев, кроме того, в 1722 году составил «Историографию, вкратце собранную из разных хроник и летописцев», которую в конце ХУШ века использовали при составлении «Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи». Правый участок принадлежал князю Ф. Кольцову-Масальскому.

После смены нескольких владельцев правую половину в 1793 году у титулярного советника А. И. Блудова купил выдающийся скульптор М. И. Козловский. Вскоре у булочного мастера И. Шаффа он приобрел левую половину. Тогда же, в 1790-х годах, оба здания перестроили в одно, с общим фасадом.

Это был последний адрес М. И. Козловского. В тот период он работал над памятником Суворову для Марсова поля, ныне стоящим в центре Суворовской площади, а также над знаменитой группой «Самсон, разрывающий пасть льва» для Петергофа и скульптурным убранством Михайловского замка.

В 1820-х годах дом принадлежал коллежскому советнику Ошметкову. С 1817 по 1830 год тут жил выдающийся зодчий В. П. Стасов. Тогда же он вел строительство в Царском Селе, в Вильно и под Новгородом, проектировал Троицкий собор для лейб-гвардии Измайловского полка в столице и в 1828 году приступил к его сооружению. Восстанавливал после пожара Спасо-Преображенской всей гвардии собор. Мемориальная доска, посвященная В. П. Стасову и установленная на соседнем доме № 18, должна находиться здесь. В 1824 году в этом доме родился и провел детские годы В. В. Стасов, впоследствии известный критик и общественный деятель.

В 1890-х годах участок перешел к архитектору Б. К. Веселовскому, а в середине 1900-х — к совладельцам архитектору Н. П. Козлову и строительному подрядчику С. Н. Белорукову. В тот период по проекту Козлова строился большой доходный дом на набережной Карповки, 27, а затем — здание администрации Адмиралтейского судостроительного завода. В начале первой мировой войны совладельцы приобрели у Б. К, Веселовского и остальные два участка — № 12 и № 14.

Угловой на Большой проспект участок № 18/2 в середине и второй половине XVIII века принадлежал семье тверского купца М. Вагина, в 1800-х годах — его наследникам. По 1-й линии до 1830-х годов имелись только деревянные строения. В 1834-1835 годах по заказу владельца купца И. В. Голубина архитектор X. X. Бек возвел трехэтажный каменный дом. Помещения первого этажа и подвалов он спроектировал специально для торговых целей. Свыше полутора столетий их занимают магазины.

В 1878 году архитектор Н. Ф. Беккер перестроил здание, возвел четвертый этаж и изменил обработку фасада. Этот облик оно сохраняет и сейчас.

Среди жителей в 1891-1898 годах был В. В. Докучаев, основоположник отечественного почвоведения. Посещавший его Д. И. Менделеев поддерживал с ним теплые, дружеские отношения как с одним из своих учеников и коллег.
В первой половине 1890-х, а затем в 1905-1909 годах квартиру в этом доме снимал университетский профессор Д. П. Коновалов, впоследствии академик. Его исследования по теории растворов и выведенные им законы, относящиеся к этому периоду, во многом определили дальнейшее развитие химической науки.

С 1891 по 1919 год здесь жил еще один профессор университета — А. А. Иностранцев, с именем которого связаны многочисленные геологические исследования севера России того времени, в том числе Петербургской губернии, острова Валаам. Особое внимание ученый уделял Петербургу-Петрограду: выяснял характер его почв и воды, почв острова Котлин. В 1901 году его избрали членом-корреспондентом Академии наук.

Лютеранская кирка Святой Екатерины и ее дома имеют номер 20/1.

Дом № 22, построенный в 1720-1730-х годах, принадлежал до середины XVHI века дипломату и генералу Л. В. Измайлову, во второй половине столетия — судостроителю англичанину Л. Месу, в 1780— 1800-х — гоф-маклеру Петербургской биржи А. Б. Фоку, в 1820-х — директору аршинной фабрики Гейнаму, с 1850-х по 1890-е — государственному крестьянину, перешедшему затем в купеческое сословие, В. Я. Коновалову. В 1890 году архитектор Б. И. Гиршович надстроил здание третьим этажом.

В середине 1890-х годов здесь жил академик батальной живописи Г. П. Виллевальде. К этому времени он уже был автором большинства своих картин — таких, как «Взятие Парижа», «Переправа через Березину». В этой квартире он написал ряд картин последнего периода своего творчества.

Дом № 24 был возведен в 1720-1730-х годах. Вплоть до середины XVIII века он принадлежал купцу И. Стрешневу. В 1834 году был надстроен третьим, а в 1873-м — четвертым этажом (архитектор Э. Ф. Крюгер).
В 1840-1850-х годах, при владельце дома аптекаре Ф. Эрнсте, здесь снимал квартиру петербургский купец Генрих Шлиман, который впоследствии прославился выдающимся археологическим открытием — древней Трои.
27 марта 1911 года в небольшой квартире открылся Толстовский музей. Его организовало «Общество для устройства дома-музея имени Л. Н. Толстого», в котором состояли крупный ученый-юрист М. М. Ковалевский, писатель В. Г. Короленко, историк русской литературы С. А. Венгеров, историк В. Я. Срезневский и другие общественные деятели. Летом 1912 года музей переехал в более просторное помещение на Большом проспекте, №6.

Крупный участок № 26 сформировался из трех мелких, имевших по пять саженей в ширину. Два из них застраивались в 1720-1730-х годах, а третий — в середине XVIII века. Застроенные участки в 1730—1750-х годах принадлежали купцу И. Корыхалову и майору И. Юшкову. Владевшего в середине XVTEI столетия третьим участком князя А. Прозоровского сменил затем целый ряд иностранных купцов, а после них — в 1822 году часовой мастер англичанин В. Р. Гей-нам. Он за двадцать лет присоединил остальные два дома, реконструировал их в одно двухэтажное здание.

Среди его жителей в 1894-1899 годах был художник И. П. Келер, а в 1908-1912 — архитектор Ф. А. Корзухин, сын известного живописца, построивший несколько зданий на Васильевском острове.

В 1913—1915 годах техник М. Ф. Переулочный для владельца А. Г. фон Нидермиллера на месте старого возвел новый, шестиэтажный доходный дом в неоклассическом стиле. Он предусмотрел много просторных помещений, для размещения контор. В 1917 году некоторые из них объединили под кинематограф.

В 1919 году сюда на сеансы приглашал рабочий кинематограф «Мысль». В начале 1920-х годов здание арендовало политуправление военного округа, а затем его передали под общеобразовательную школу. С 1970-х годов там факультет журналистики С.-Петербургского университета.

Каменные строения на участке № 28 существовали с середины XVIII века. Это было два владения. Во второй половине XVIII века обе территории приобрел и объединил калужский купец А. Губкин, который владел ими до 1810-х годов.
В 1832 году оба отдельно стоящих двухэтажных здания — с низким первым этажом левое и на полуподвале правое — были перестроены в одно четырехэтажное. В 1858 году архитектор Л. Л. Бонш-тедт переработал фасад, придав ему вид, существующий поныне.

С начала 1820-х по 1839 год этот дом был занят частным пансионом для девочек со школой при нем. В 1839 году купечество приобрело дом и передало его Совету только что учрежденного Высшего коммерческого пансиона, составленному «из почетнейших негоциантов». В этот пансион, находившийся здесь до 1857 года, принимались 10-14-летние дети купцов первой и второй гильдий, а также «иностранных гостей», для образования в делах крупной коммерции. Среди преподавателей был выпускник Московского университета М. П. Носков. Осенью 1840 года его посетил на квартире при пансионе А. И. Герцен с женой, а весной 1841-го — Н. П. Огарев. Они были университетскими друзьями Носкова.

С этим домом был связан последний период Пребывания в Петербурге знаменитого археолога и исследователя гомеровской Трои Генриха Шлимана — с 1850-х по 1864 год. Купец первой гильдии, он с семьей был удостоен потомственного почетного гражданства. Отправившись за границу, он уже не смог вернуться в Россию.

Последним владельцем здания, с 1915 года, был действительный статский советник Н. П. Раев — директор Высших женских историко-литературных и юридических курсов при Женском педагогическом институте, известных как «курсы Раева». Вскоре его назначили обер-прокурором Святейшего Синода, но при этом он оставался членом Постоянной комиссии по устройству народного чтения.

В 1930-х годах тут жил один из видных представителей астрономической науки член-корреспондент АН СССР А. А. Иванов.

Каменный двухэтажный, на подвале, дом № 30 возвели в 1720-1730-х годах на узком пятисаженном участке. С 1907 по 1913 год его владельцем был сенатор, действительный тайный советник И. Л. Горе-мыкин. В тот период он состоял членом Государственного Совета и председателем Совета Министров.

Ряд помещений в 1906-1907 годах занимала частная художественная мастерская, где обучались живописи и рисунку у художника Л. Е. Дмитриева-Кавказского. Среди его учеников тогда был П. Н. Филонов.
В 1970-х годах здание передали отделению НИИ океанологии имени П. Ф. Ширшова АН СССР, находящемуся здесь и ныне. Оно было основано в 1966 году и занимется вопросами циркуляции Мирового океана, ее связи с атмосферой Земли, эволюцией ее климата, проблемами экологии.

На месте дома № 32 в 1730-х годах было два участка. Но одном из них, примыкавшем к № 30, стоял каменный дом Салтыковых. На втором участке — Шереметевых — начатое строительство завершалось уже во второй половине XVIII века. Оба здания до нашего времени сохранились двухэтажными, на подвалах. Украшением левого служит балкон с решеткой геометрического рисунка, в центре которой — вензель «В», напоминающий, видимо, о том, что в 1780-1820 годах оба участка принадлежали купцу И. А. Баху. К этому времени относится и классицистическая обработка обоих фасадов. При капитальном ремонте во второй половине 1960-х годов их вид не изменился.

В 1780-х годах книготорговец Клен продавал тут отпечатанные в собственной типографии книги самого разного содержания — от поваренной до пособия для садоводов и любовных приключений «мила-ды графини Англезеи».
В 1860-х годах здесь жил издатель «Русского художественного листка» и владелец литографии В. Тимм, а в 1899-1901 — профессор Академии художеств, мастер скульптурного портрета В. А. Беклемишев. В тот период он закончил работу над мраморным изваянием Т. Г. Шевченко. В числе гостей, посещающих его был молодой живописец Н. К. Рерих.

Дом № 34 возвели в 1720-1730-х годах для Новгородского монастырского подворья. В 1735 году его арендовала Академия наук для размещения студентов гимназии, среди которых были М. В. Ломоносов, основатель фарфорового производства в России Д. И. Виноградов, астроном Н. И. Попов. В середине XVIII здание века занимало правительственное учреждение — Коллегия экономии. В 1859 году известные зодчие Н. В. Трусов и Е. И. Ферри де Пиньи надстроили его третьим этажом.

В 1853 году новые владельцы В. Сименс и И. Гальске основали тут телеграфную мастерскую. Первоначально только настраивали привозимые из Берлина телеграфные аппараты, чинили их. Позднее освоили сборку. Когда производство значительно расширилось, его перевели по другим адресам, где на его базе сформировались производственные объединения имени Н. Г. Козицкого и «Электросила».

В 1912—1913 годах здесь снимал квартиру штабс-капитан В. В. Лишев, впоследствии крупный советский скульптор. В тот период он оканчивал Академию художеств, где одним из его учителей был В. А. Беклемишев.
Дом № 36 возвели в 1720-1730-х годах. Во второй трети XVIII века он принадлежал купцу Я. Медовщикову. Название «Дом Медовщикова» использовалось как один из известных на Васильевском острове ориентиров. Среди владельцев был в конце XVIII века архитектор И. Я. Шустер. В 1807-1809 годах здание перестраивалось, при этом фасад получил классицистическую обработку. В 1866—1867 годах архитектор Н. А. Гаккель возвел четвертый этаж и вновь переделал фасад.

С 1930-х по 1950-е годы здесь жил крупный ученый И. И. Горский. В тот период он был избран членом-корреспондентом АН СССР, руководил Всесоюзным научно-исследовательским геологическим институтом — ВСЕГЕИ, возглавлял Всесоюзное палеонтологическое общество.

Дом № 38 был возведен в 1720—1730-х годах. Принадлежал А. Салтыкову. В дальнейшем полуподвал перестроили в первый этаж. В 1809-1811 годах при реконструкции фасад обработали в формах классицизма. В 1860—1870-х годах он принадлежал знаменитому живописцу Ф. А. Бруни, затем его наследникам. В 1873 году его сын, архитектор Ю. Ф. Бруни, надстроил дом четвертым этажом.

С 1880-х годов и до революции владельцами участка были представители младшего поколения семьи знаменитых фармацевтов Пелей. В 1913 году сын одного из них, гражданский инженер А. Ф. Пель, и архитектор Г. Г. Цолликофер возвели пятый и шестой этажи, реконструировали старую часть дома, переработали фасад в неоклассическом стиле.

В середине 1860-х годов тут жил талантливый портретист К. А. Горбунов, работая над запрестольным образом «Воскресение Христово» для церкви Знамения в Царском Селе. В 1879 году одну из квартир снимал филолог, академик И. И. Срезневский, в 1893—1894 — математик, академик Д. А. Граве, в 1915-1917 — крупный художник и искусствовед А. Н. Бенуа. С 1970-х годов здание занято НИИ охотничьего хозяйства и звероводства имени проф. Б. М. Житкова.
На месте дома № 40 было два участка, застроенных в 1720-1730-х годах. В середине XVIII века один принадлежал П. Курбатову, второй — Устюжскому архиерею. В конце столетия купеческие семьи Мичуриных и Ильиных объединили свои дома в один. В 1830 году архитектор П. И. Габерцетель надстроил его третьим этажом, переделал фасад в формах зрелого классицизма. Дальнейшие перестройки XIX и начала XX века были незначительны.

В 1840-1860-х годах участком владела семья адмирала С. А. Грей-га, участника обороны Севастополя.

В 1880-х годах дом был куплен церковью Святой Екатерины. Автор исторического очерка церкви Л. М. Тихомиров жил в этом доме.

Среди жителей в 1900-1910-х годах была художница 3. Е. Серебрякова, во время первой мировой войны — художник Н. Э. Радлов, а в 1919-1924 — его брат С. Э. Радлов, драматург и театральный деятель. В 1910-1930-х годах в этом доме была квартира выдающегося советского мариниста Н. Е. Бубликова. В тот период он создал картины «Осень», «Свежий ветер», «Гонка яхт» и другие. «Бубликов, — писал в воспоминаниях художник А. Рылов, — в юности полюбил море... У него раньше была яхта...Как художник он изучил воду так, что свободно пишет трудную по рисунку волну мелкого моря в любом движении, в любом освещении, без всяких этюдов, прямо "от себя"».

На месте дома № 42 в начале XVIII века было два узких пятисаженных участка, принадлежавших А. И. Лопухину и лейтенанту флота Г. Безобразову. Первый из них застроили в 1720-1730-х годах, а второй — в середине XVIII века. В 1760-х годах их объединили.

В 1809-1810 годах двухэтажный, на подвалах, дом надстроили третьим этажом. В 1906 году для нового владельца — С.-Петербургского столичного ломбарда — гражданский инженер А. И. Носалевич капитально перестроил здание, возвел четвертый и пятый этажи, переработал фасад в стиле модерн.

Среди жителей был в 1898-1899 годах университетский профессор, крупный филолог-эллинист, академик П. В. Никитин. Автор трудов о стихах Феокрита, об истории афинского театра, он в 1899 году был избран вице-президентом Академии наук.

О домах № 44/12 и № 46/7 см.: Средний проспект, № 12/44 и № 7/46.

На участке № 48 каменный дом построили во второй половине XVIII века — трехэтажный, с барочной обработкой фасада. В конце XVIII и начале XIX века он принадлежал купцу Чепрыгину, затем, до 1830-х годов, — купеческой семье Кусовых, а с 1832 по начало 1890-х годов — купцу П. П. Сазонову, его наследникам. Нынешняя улица Одоевского на острове Декабристов, бывшем Голодав, называлась Сазо-новской — по канатной фабрике П. П. Сазонова.

В 1910 году архитектор Ф. А. Корзухин перестроил дом, возвел четвертый этаж и переработал фасад в стиле модерн, применил модную в то время облицовку битым камнем.

В течение 37 лет — с 1853 по 1890 год — это был адрес филолога, академика Я. К. Грота, который работал здесь над сводом орфографических правил «Русское правописание», над «Словарем русского языка» Академии наук и другими трудами по литературоведению и языкознанию. В 1860-1870-х годах у него проходили заседания Комитета Литературного фонда, в которых участвовали Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин и другие великие русские писатели.
В 1930-1950-х годах тут была квартира востоковеда, члена-корреспондента АН СССР П. В. Ернштедта.

С 1970-х здесь С.-Петербургское отделение конструкторского бюро по лифтам НПО «Лифтмаш».

На месте дома № 50 в XVIII веке находился Ботанический сад Академии наук. В 1793 году участок продали академику Н. Я. Озерец-ковскому, а он в 1798 году — купцу Менкину. На рубеже XVIII и XIX веков на левой половине участка возвели двухэтажный каменный дом. После Менкина сменилось еще несколько владельцев, пока в 1891 году участок не перешел к известному фабриканту роялей Р. Ф. Дидерих-су. Для него 1891-1892 годах архитектор Л. Ф. Шперер реконструировал дом с возведением третьего этажа и достроил его до границы с № 52. На мозаичном полу парадной сохранилась дата «1892», совпадающая с временем окончания реконструкции.

В 1900-1905 годах здесь жил художник П. А. Брюллов, сын архитектора А. П. Брюллова, участник передвижных художественных выставок. В первой половине 1920-х годов ряд помещений занимал Астрономический институт, где работали член-корреспондент АН СССР А. А. Иванов и Б. В. Нумеров, впоследствии директор этого института и Главной геофизической обсерватории.

Участок № 52 в первой половине XVIII века принадлежал выдающемуся зодчему нашего города Доменико Трезини, в 1750 году перешел к Московскому архиерейскому подворью, в 1800-м — к Российской академии.
Крупнейшим центром языкознания, отечественной и всеобщей истории, колыбелью отечественного славяноведения была Российская академия, основанная в 1783 году. В 1802-1804 годах специально для нее крупный зодчий А. А. Михайлов 2-й построил центральный корпус спроектированного им целого комплекса зданий. Проекты флигелей переработал и в 1811-1814 годах осуществил зодчий В. П. Стасов. Возведя со стороны двора полуциркульный корпус конюшен, он в 1819 году надстроил его для типографии.

Неоценимый вклад в развитие науки о русском языке и русской литературе внесли президенты этой академии Е. Р. Дашкова, А. А. Нартов, А. С. Шишков, непременные секретари П. И. Соколов и Д. И. Языков (жил здесь в 1830-х годах), выдающиеся русские писатели Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, М. М. Херасков, В. В. Капнист, И. А. Крылов, Н. И. Гнедич, Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, М. Н. Загоскин, П. А. Вяземский. В 1832 году в члены академии был избран А. С. Пушкин.

В 1841 году Российская академия была слита с Академией наук. Здание на 1-й линии передали Римско-католической духовной академии, основанной в 1833 году в Вильно. Для ее размещения в 1841-1844 годах архитектор X. Ф. Майер перестроил здание, соединив главный корпус с флигелями.

Римско-католическая академия оставалась тут до 1918 года. Среди ее профессоров был известный литератор академик А. В. Никитенко. В 1920-1930-х годах здание занимал Эстонский педагогический институт. В 1940-х оно передано Педагогическому институту имени А. И. Герцена, ныне Российский педагогический университет имени А. И. Герцена.

На участке № 54 во второй половине XVIII века возвели каменный дом. В 1790-х годах он принадлежал семье доктора Гразновского, затем целому ряду купцов — Абросимову, Апайщикову, Лесникову, Константинову, Иванову, Борисову, пока не перешел к купцу второй гильдии Д. Е. Ершову. Для него в 1881 году архитектор Н. Ф. Беккер надстроил дом третьим этажом.

В середине XIX века в дворовом флигеле жил педагог К. И. Май. Здесь он основал свою частную гимназию. В 1890-х годах тут находилось финское народное училище Святой Марии.

В первой половине XVIII века у берега Малой Невы вдоль 1-й линии тянулась обширная незастроенная территория, охватывавшая ряд нынешних участков, в том числе № 56.

В последней трети XVIII века здесь был возведен угловой на Маг-далиновский переулок каменный дом. В 1800-х годах в пансионе Е. Мейера учился А. Перовский, будущий писатель Антон Погорельский. Именно этот дом описан в его известной сказке «Черная курица, или Подземные жители», сочиненной для воспитанника Алеши, будущего писателя А. К. Толстого.

В 1858-1859 годах академик архитектуры В. В. Штром для семьи купца Галова капитально перестроил его, возвел четвертый этаж.

Среди первых жителей перестроенного дома был академик архитектуры В. А. Шрейбер. Он участвовал в создании отделки интерьеров Зимнего и Мариинского дворцов, в строительстве и декоративном убранстве Исаакиевского собора.
В 1905 году здесь поселился художник и искусствовед А. Н. Бе-нуа. Это была просторная квартира в восемь комнат. «Здесь для меня, — вспоминал он, — была большая высокая комната с окнами, выходившими на север; просторна была и детская и наша спальня, а что касается столовой, то она, будучи в одном конце закругленной формы, была пожалуй и чрезмерной, так как в длину она имела шестнадцать шагов. Зато сколько места оказалось в моем распоряжении для развески своих художественных редкостей. Я особенно гордился пейзажами Гойена, Клаубера, Гюисманса, но особенно картиной Н. Пуссена, изображающей «Похищение Прозерпины». Он прожил здесь менее двух лет и вынужден был переехать.

С 1909 по 1915 год здесь провел последние годы жизни академик исторической живописи К. Е. Маковский, представитель семьи выдающихся художников.

Дом № 58 стоит по другую сторону Магдалиновского переулка. Обращенный главным фасадом к Малой Неве, он архитектурно оформляет площадь, сложившуюся при съезде с Тучкова моста. Протяженное двухэтажное здание на подвалах было сооружено в 1792-1793 годах крупным столичным зодчим Л. Руска, который объединил два смежных дома. Заказчиком был И. В. Кусов, глава богатого купеческого семейства, владевшего несколькими домами на Васильевском острове. Интерьеры здания отличались богатой отделкой: лепка, позолота, живописные плафоны — работы, по всей вероятности, известного декоратора К. Скотти.

В 1828 году казна приобрела дом у наследников И. В. Кусова. Тогда же архитектор Д. Квадри приспособил его под больницу, при этом сохранив классицистическое оформление фасада, вестибюль, парадную лестницу, украшенную вазами, часть росписей на стенах и потолках.

Здесь в 1829 году была основана больница Святой Марии Магдалины. В 1830-х годах среди ее врачей был А. П. Загорский, впоследствии крупный физиолог и патолог. Во второй половине 1840-х годов ее консультантом состоял великий хирург Н. И. Пирогов. В апреле 1837 года пациентом больницы оказался Т. Г. Шевченко, который жил в то время на Васильевском острове.

При этой больнице существовало благотворительное общество, которое в начале XX века было в состоянии обеспечивать некоторых выздоравливающих одеждой и денежной помощью, выдавать пособия семьям больных, а если это были приезжие — отправлять за свой счет на родину.

Долгие годы больница носила имя В. К. Слуцкой, затем была объединена с больницей имени Н. К. Крупской. В 1992 году ей возвращено название больницы Марии Магдалины.

Первое каменное строение на участке № 60 возводилось во второй половине XVIII века с некоторым отступом от нынешней красной линии и под углом, отклоняющим фасад вглубь от нее. Это диктовалось очертаниями берега Малой Невы. Трехэтажный каменный дом принадлежал в 1780-1790-х годах купцу Г. А. Абросимову, а затем его наследникам.

В 1830-х годах по заказу очередного владельца, купца Ф. А. Гуткова, архитектор В. Воинов пристроил справа четырехэтажный корпус с первым этажом для бань. При этом он учел новую, урегулированную красную линию. В 1860 году архитектор В. В. Штром на месте старого трехэтажного здания возвел четырехэтажное вплотную к построенному Воиновым, тоже по новой красной линии. С начала XIX века более полутораста лет здесь работали бани, хорошо известные василеостровцам. Четырехъярусные каменные галереи со стороны двора были уничтожены при капитальном ремонте в 1970-х годах. Теперь здесь жилой дом.

Этим зданием завершаются Съездовская и 1-я линии. Перспектива в сторону Малой Невы замыкается зеленым массивом Петровского острова и стадионом «Петровский».

» к списку