Курс валют:
$56.1396
€ 59.8953
Сегодня:
Среда
05 апреля 2017 года

Новости Васильевского района

10.06 11 июня состоится праздничное мероприятие, посвященное Дню России

18.01 Сегодня на Стрелке В.О. прозвучит военно-исторический артиллерийский салют

16.01 С 14 января вступают в силу распоряжения ГАТИ об ограничении движения

29.12 7 января состоится уличный семейный праздник «Семейный сход»

29.12 Декада спорта и здоровья

06.12 8 ледовых площадок и три лыжные трассы подготовят для любителей зимних видов спорта

05.12 Ребятишки развесят в Шкиперском саду кормушки для птиц

04.12 На Васильевском острове заработали три новых светофора

30.11 1-го и 2-го декабря в дневное время движение на Дворцовом мосту будет открыто

13.11 Изменения в работе маршрутов автобусов № 100, 47, троллейбуса №9

13.11 С 15 ноября в ночное время движение по Дворцовому мосту будет закрыто

13.11 В районе реализуется программа обеспечения безопасности дорожного движения


Улицы Васильевского острова


Шкиперский проток

Шкиперский проток Проходит в Гавани от Детской улицы до большого бассейна Галерной гавани. Магистраль проложена на месте русла речки, начинавшейся в болотах Смоленского поля возле нынешний 25-й линии, между Малым и Средним проспектами, и впадавшей в Финский залив. Речка в ХVШ веке именовалась Черной или Глухой, а также Глухим протоком. Наименование Шкиперский проток было дано официально в 1859 году. Нередко использовалось и сокращенное - Шкиперка.

В XVIII и XIX веках речку использовали для водоснабжения населения. Через нее было переброшено несколько мостов, так, по нынешней Гаванской улице мост именовался Гаванским или Офицерским. Другой - Горбатый, находился на Смоленском поле, в истоке речки, примерно в начале нынешней улицы Беринга. Существовали также и безымянные мосты: в устье, по Наличной улице, а также мост на остров, находившийся за нынешним кинотеатром "Прибой".
Основную часть русла протока засыпали в 1906-1907 годах. В 1920-х годах засыпали и устье протока. С этого времени набережная Шкиперского протока превратилась в улицу, сохранившую в своем названии память о бывшей речке.
Первоначальную застройку по берегам протока в XVIII и XIX веках составляли мелкие деревянные домики гаванских жителей, казармы морских служащих. Владельцами земельных участков в начале XIX века были семьи морских офицеров: на углу Среднего проспекта, на месте нынешнего Шкиперского сада, стоял дом капитана-лейтенанта П. Карташева, на месте №2 - участок вдовы вице-адмирала У. Клокачевой, а на месте № 13 - дом жены флотского капитана М. В. Опочининой.

В 1910-х годах были построены дома № 4/22 и № 6/29 на углу с Опочининой по проекту архитектора Д. А. Шагина.

В 1930-х - возвели дома № 2/29 на углу Гаванской улицы и № 8/17 на углу с Наличной. Противоположный угол с Гаванской улицей № 11/24 был оформлен в 1950-х годах по проекту архитектора Ф. П. Шелоумова. Эффектное здание с классицистической обработкой фасада было возведено в 1950-х годах для общежития Горного института по проекту архитекторов Б. М. Серебровского и О. К. Устиновой - № 5. Арка дома оформляет въезд в Остоумову улицу.

Трасса Шкиперского протока, имевшая несколько поворотов, предполагала особенности планировки. Так, в 1940-1950-х годах были устроены бульвары. А на месте бывшего острова разбили Шкиперский сад. Он находится между Средним проспектом, улицами Шевченко и Карташихиной. Первые проекты сада относятся еще к дореволюционному времени, а в 1941 году проект разработал архитектор В. В. Данилов. В 1970-х здесь был организован детский транспортный городок, проводились занятия по правилам уличного движения.

Рядом с садом в 1960-х годах соорудили по типовому проекту кинотеатр "Прибой" (см.: Средний проспект, № 93). В 1960-1970-х годах построили жилые дома № 3 и № 9/33 на углу Гаванской улицы, по проекту архитектора И. В. Похитоновой.
Последний отрезок Шкиперского протока за Наличной улицей представляет собой промышленную зону.

В 1722-1723 годах близ устья речки был вырыт большой бассейн. Здесь укрывались галеры и другие гребные суда петровского флота. Этот бассейн, или, Галерная гавань, и дал название Галерному селению, а потом и всей западной части Васильевского острова. На берегах бассейна галеры строили, ремонтировали. Из него в залив ведет канал, огражденный молами, на концах которых в 1720-х годах были сооружены деревянные караульные здания - кроншпицы, спроектированные первым архитектором Петербурга Д. Трезини.

В 1732 году дамбы укреплялись по проекту архитектора И. К. Коробова. В 1750-1754 годах мол был облицован известняковым камнем, при этом архитектор М. А. Башмаков возобновил в камне кроншпицы, сохранив черты начала ХVШ века. Одноэтажные квадратные башни с высокими изогнутыми кровлями завершены фонариками с флагштоками. Это единственные здания, сохранившиеся от многочисленных построек Гребного порта XVIII века (№ 14а и № 20). Гранитные набережные канала были выполнены в 1808-1812 годах по проекту архитектора А. Д. Захарова. В 1746 году на берега бассейна перенесли Галерную верфь. Первоначально она располагалась вблизи устья Мойки. По берегам бассейна в XVIII и XIX веках были возведены эллинги, сараи для хранения галер, портовые склады и мастерские. В 1824-1826 годах было возведено здание караульного дома по проекту архитектора А. Е. Штауберта (№ 21). Несмотря на перестройки, до нашего времени сохранился классицистический фасад здания. В первой половине XIX века, когда на смену гребному и парусному флоту стали приходить паровые корабли, Гребной порт постепенно утратил свое значение. От периода второй половины XIX века сохранились паровой кран на гранитном основании, установленный в 1854 году (№ 23, к. 2), и водонапорная башня, возведенная в 1894 году (№ 25).

В 1874 году в Гавани выдающийся электротехник А. Н. Лодыгин демонстрировал опыты по электрическому освещению, и вскоре электричество стало использоваться на кораблях флота.

В Гребном порту, на берегу Галерного бассейна, в конце XIX - начале XX века находилась научно-техническая лаборатория Главного управления кораблестроения. Она дала толчок развитию в этой местности морских научно-исследовательских учреждений. В 1885 году во входном канале Гавани проводились работы по девиации корабельных компасов под руководством видных ученых И. П. де Колонга и А. Н. Крылова. В Гребном порту проходили проверку и первые русские подводные лодки, в частности конструкции С. К. Джевецкого. С 1911 года здесь разместилось радиотелефонное депо Морского ведомства, созданное на основе кронштадтской радиомастерской А. С. Попова. Позднее это Радиотелефонный завод имени Коминтерна, где разрабатывались и создавались радиостанции для управления подводными лодками и ядерное оборудование.

Название Гребного порта вписано в историю отечественной авиации. В 1912 году летчик Г. В. Алехнович испытывал гидросамолет И. И. Сикорского, а в 1929-м был опробован первенец известного советского конструктора В. Б. Шаврова. В августе того же года этот гидросамолет стартовал с акватории порта и, совершив перелет в Москву, приземлился на Центральном аэродроме столицы. В 1934 году в Гавани строился и затем испытывался В. П. Чкаловым самолет конструкции В. Ф. Рентеля. Позднее, в 1920-30-х годах, здесь базировалось подразделение морской авиации и располагался авиазавод, администрация которого занимала дом № 21.

В 1933 году вблизи кроншпицев была смонтирована под руководством видного ученого Ю. К. Коровина первая экспериментальная установка по обнаружению летящих самолетов. Здесь началась история отечественной радиолокации.
В доме № 19 располагается ВНИИ радиоаппаратуры, основанный в 1949 году. Его разработки обеспечивали авиацию радиолокационной и радионавигационной аппаратурой. Создана уникальная система, обеспечившая в 1988 году беспилотную посадку на космодроме орбитального корабля "Буран".

На четной стороне Шкиперского протока от Наличной улицы до моста через канал находятся яхт-клубы. В конце XIX века был основан Невский яхт-клуб, а в 1901 году Гаванское парусное общество. И ныне здесь располагается яхт-клуб ВМФ.
Вблизи Наличной улицы на территории яхт-клуба ВМФ в 1990 году установили своеобразный памятник - подводную лодку Д-2 "Народоволец", героически сражавшуюся в годы Великой Отечественной войны. Ее начали строить в 1927 году на Балтийском заводе, на закладку приезжал ленинградский руководитель С. М. Киров. Лодка вступила в строй в 1931 году. На Балтийском заводе лодка и была реставрирована. Ныне это самый старый подводный корабль в стране, в 1994 году здесь был открыт музей.

» к списку