Курс валют:
$59.9533
€ 63.5445
Сегодня:
Четверг
23 марта 2017 года

Новости Васильевского района

10.06 11 июня состоится праздничное мероприятие, посвященное Дню России

18.01 Сегодня на Стрелке В.О. прозвучит военно-исторический артиллерийский салют

16.01 С 14 января вступают в силу распоряжения ГАТИ об ограничении движения

29.12 7 января состоится уличный семейный праздник «Семейный сход»

29.12 Декада спорта и здоровья

06.12 8 ледовых площадок и три лыжные трассы подготовят для любителей зимних видов спорта

05.12 Ребятишки развесят в Шкиперском саду кормушки для птиц

04.12 На Васильевском острове заработали три новых светофора

30.11 1-го и 2-го декабря в дневное время движение на Дворцовом мосту будет открыто

13.11 Изменения в работе маршрутов автобусов № 100, 47, троллейбуса №9

13.11 С 15 ноября в ночное время движение по Дворцовому мосту будет закрыто

13.11 В районе реализуется программа обеспечения безопасности дорожного движения


Улицы Васильевского острова


Кожевенная линия

Кожевенная линия Параллельно берегу южной оконечности Васильевского острова от набережной Масляного канала до 24-й линии, затем от Косой линии до Большого проспекта. Длина - 1422 метра.

Местность, где проходит Кожевенная линия, с первой трети XVIII века именуется Чекушами. Название напоминает о том, что здесь находились мучные амбары. Слежавшуюся муку разбивали специальными деревянными колотушками - чекушами или токмочами.

Проложена в 1780-х годах для размещения кожевенных заводов, где производство связано с обработкой пахучих материалов и потому не могло находиться в центральных частях города. С самого начала формировалась как улица промышленного района. Эту роль она сохранила поныне. До нашего времени сохранилась ее первоначальная особенность: улица не разделяет владения, а прорезает их, и противоположные участки как правило принадлежат одному и тому же хозяину. Существующее название возникло не сразу. В XVIII веке ее обозначали как "дорогу к кожевенным заводам". Застройка была сравнительно редкой, и по нечетной стороне шли огороды, сенокосные угодья, сады. На четной стороне оставались широкие выходы к берегу, который местами приближался к обочине дороги. Поэтому в 1830-х годах встречалось название Береговая линия. Но тогда же возникло и существующее наименование. Развитие кожевенного производства, специфический запах, господствовавший над всей округой, обусловили его закрепление.

На участках № 1-3 и № 2-4 кожевенный завод в конце XVIII века принадлежал купцу И. Миллеру, затем купцу М. Пивоварову, а с 1810-х годов - промышленнику и торговцу И. Сокову, его наследникам, пока не перешел к предпринимателю А. А. Парамонову, владевшему им и в начале XX века. В строительстве промышленных корпусов принимали участие инженеры и архитекторы А. А. Ашемур, Л. П. Андреев, В. К. Вейс. До 1990-х годов это завод "Коминтерн", ныне "Ленкожвест" (см.: набережная Масляного канала, № 9/1). Особый интерес с точки зрения истории застройки Васильевского острова представляет дом № 3. Он единственный сохранившийся в этой части острова с первой половины XVIII века и напоминает о ступенчатой застройке набережной Большой Невы.

На участках № 5 и № 6 промышленное предприятие существовало уже в 1754 году. Это была канатная фабрика английского купца Р. Крампа. В начале XIX века она перешла к купцу А. Казалету и этой семье принадлежала до самой революции. В их доме № 5 в 1860-х годах жила семья отставного начальника Петербургского таможенного округа А. С. Тимирязева. Она переехала в эти неблагоустроенные места из-за ухудшившегося материального положения. Здесь начинал свои студенческие годы один из сыновей А. С. Тимирязева - Климент, впоследствии знаменитый ботаник-физиолог.

В начале XX века в доме № 7 жил инженер-кораблестроитель, а в то время заведующий ремонтной мастерской Балтийского завода М. В. Папа-Федоров.

В 1856 году предприниматели М. Е. Карр и М. Д. Макферсон купили кожевенный завод на участках № 17 и № 18, принадлежавший одному из членов большой купеческой семьи Мануйловых. Перестроили его и через год открыли "Балтийский литейный, механический и строительный завод Карра и Макферсона". Вскоре там изготовили паровые машины для деревянных винтовых фрегатов "Ослябя", "Пересвет" и "Илья Муромец", а в начале 1860-х построили первый в России железный корабль с броневой защитой - канонерскую лодку "Опыт". Были спущены на воду речные пароходы, военные мониторы, подводная лодка конструкции И. Ф. Александровского. Авиационный двигатель для летательного аппарата А. Ф. Можайского был создан в механическом цехе Балтийского завода. В 1894 году завод официально перешел в собственность Морского министерства.

Производственные корпуса Балтийского завода представляют собой выдающийся архитектурный комплекс. Здесь работали в конце XIX - начале XX века архитекторы А. Ю. Новицкий, Р. Р. Марфельд, А. И. Голицинский.

В начале XX века здесь по проектам А. Н. Крылова построили мощные линейные корабли "Севастополь" и "Петропавловск". На них впервые установили паровые турбины, производство которых балтийцы освоили в 1910 году. Шло серийное производство подводных лодок по проектам И. Г. Бубнова.

После революции со стапелей завода сходили лихтеры, баржи, изготавливались щиты и генераторы для Волховской ГЭС, был выпущен первый отечественный тепловоз конструкции Я. М. Гаккеля, создавались лесовозы, ледоколы. В 1935 году предприятию присвоили имя наркома тяжелой промышленности СССР Серго Орджоникидзе. Ныне это Балтийский судомеханический завод Балтийской машиностроительной компании.

В дни блокады 1200 снарядов разорвалось в цехах и вокруг них. Но работа не останавливалась: ремонтировали боевые корабли, баржи для Дороги жизни, броневики, выпускали минометы, авиабомбы, снаряды. В послевоенные десятилетия были построены крупные танкеры, рефрижераторы, научно-исследовательские суда Академии наук "Космонавт Владимир Комаров" и "Космонавт Юрий Гагарин", атомные ледоколы "Арктика" и "Сибирь". Завод, ставший флагманом отечественного судостроения, посещали крупные общественные деятели и руководители государства: А. М. Горький, Н. М. Шверник, Н. С. Хрущёв.

Создание крупных судов привело к тому, что производственные площади захватили и улицу между обоими заводскими участками. Завод распространился и на соседние территории, которые занимали склады угля и кокса, принадлежавшие торговому дому "Андрей Б. Эллерс" (позднее "Баррикада"), дом № 13, склады кирпича и цемента торгово-промышленного товарищества "Гейлер, Гюлих и К°" (№ 11), корпуса писчебумажной фабрики И. А. Паллизена (№ 9, архитектор Р. А. Гедике, 1880-е годы), кожевенный завод Зверкова (№ 19). Поэтому после дома № 7/1 на углу 26-й линии улица перекрыта. Продолжается она лишь начиная с дома № 23 у Косой линии.

В доме № 23 до войны находилась фабрика граммофонных пластинок, при ней работала и типография. Среди многоэтажных громад зажат одноэтажный объем бывшего гаража Российского таксомоторного общества (№ 23-а). Это одно из первых подобных сооружений. Возведено в 1910 году по проекту архитектора В. В. Фридлейна.

Длинный шестиэтажный жилой корпус № 25/24 выглядит как типичный доходный дом начала XX века. На самом лее деле он значительно старше. В конце ХУШ и начале XIX века участок был занят кожевенным заводом купца Ф. Ямщикова, затем коммерции советника И. Кусова. Каменное двухэтажное здание, возведенное на рубеже ХУШ и XIX веков, приспособили под жилье, неоднократно перестраивали. Современный вид оно приобрело после надстроек в 1905-1906 годах по проекту архитектора В. А. Липского. У василеостровцев оно получило ироническое название Скобского дворца: здесь жили поколения рабочих из Псковской, Ярославской и Тверской губерний. Ныне часть его занимает общежитие Балтийского завода. Перспектива этой части Кожевенной линии замыкается на шпиль Морского вокзала.

За Косой линией начинается обширная территория Кожевенного объединения имени А. Н. Радищева. Здесь сохраняется традиционное разделение участков по сторонам Кожевенной линии - № 27-31 и № 30-32. Объединение ведет свою историю с 1847 года, когда был основан кожевенный завод купеческой семьи Брусницыных. Прекрасно сохранился их небольшой двухэтажный дом, построенный еще в начале XIX века, а в 1884-1887 годах переделанный архитектором А. И. Ковшаровым, который улучшил внутреннюю планировку, обработал фасад в формах эклектики и пристроил сбоку зимний сад. Соседний производственный корпус (№ 29) возведен в 1868-1871 годах для Владимирского кожевенного завода по проекту гражданского инженера А. Р. Гешвенда.

Напротив хозяйского дома, служившего также заводоуправлением, стоит краснокирпичный фабричный корпус - № 30, сооруженный по проекту техника В. И. Тимофеева. Дата постройки указана на фасаде - 1892 год.
Особый интерес вызывает монументальный дом № 32 с тремя классическими портиками из гранитных блоков, возведенный в 1811- 1812 годах по проекту архитектора В. И. Беретти для винного завода предпринимателя Перетца. В 1820-1850-х годах здесь находился Винный городок (склад) Казенной палаты. Третьим этажом здание было надстроено в 1862 году архитектором Р. Б. Бернгардом уже для Владимирского кожевенного завода.

Трехэтажный жилой дом № 31 построен в 1860 году архитектором А. С. Андреевым для кожевенного завода купцов Егоровых. Среди тех, кто имел здесь квартиры, в 1864-1869 был И. Дицген, мастер, прибывший из Германии и оказавшийся одним из первых пропагандистов марксизма в России. В 1920-х годах ряд помещений дома занимал клуб Союза кожевников имени Дицгена.

Под № 33 - мощные корпуса 7-й ТЭЦ, дающей тепло всему Васильевскому острову и соседним с ней промышленным предприятиям. Ее огромные трубы доминируют в силуэте застройки острова. Напротив ТЭЦ - кирпичные корпуса ситценабивной фабрики (№ 34), основанной в 1823 году промышленником Я. Лютшем. В 1899 году она перешла в собственность акционерного общества мануфактур "И. А. Воронин, Лютш и Чешер". В 1900-х здесь строили инженер-технолог М. Р. Лукашевич и гражданский инженер М. Ю. Капелинский. Позднее эта фабрика стала крупным современным предприятием, ее ткани ценились в нашей стране, шли на экспорт. С 1922 года она носила имя одной из руководительниц василеостровских и петроградских большевиков В. К. Слуцкой. С 1990-х годов это фабрика "Северный текстиль".

Построенные в советское время здания 7-й ТЭЦ, новых цехов ситценабивной фабрики и "Севкабеля" своей высотой подавляют старую застройку, создают новый облик улицы. Но сохранились и колоритные уголки старинной Кожевенной линии. К ним относится и тот, который образован двумя небольшими строениями на предпоследнем повороте улицы. Первый из них - двухэтажный кирпичный дом № 36. Он принадлежал Селитренному заводу, основанному в 1884 году и входившему в Русское общество для выделки и продажи пороха. Второй - № 38. Это деревянный, с мезонином, особняк на каменном полуподвале. Здесь было и правление химического завода "Мессонье, Кюнеман, Воде и К°". Тут же располагался магазин красок. В 1883 году его перестраивал Н. Ф. Брюлло, представитель знаменитой семьи архитекторов и художников. Он пристроил к особняку каменную островерхую башенку с флюгером, которая замкнула перспективу двух участков Кожевенной линии.

Под № 39 и № 38-40 значится "Севкабель". Он был основан в 1879 году, как один из заводов торгового дома "Сименс и Гальске", и выпускал угли для дуговых ламп и телеграфные кабели с гуттаперчевой изоляцией. В начале 1890-х годов на производстве угольных свечей было занято немногим более десятка рабочих, а на изолировочном - около полусотни. Его развитие ускорилось перед первой мировой войной. В 1920-х годах по заказу Волховстроя здесь создали кабель для напряжения в 35 тысяч вольт. Сейчас завод изготавливает более трех тысяч видов различного кабеля. Существующее наименование получил в 1918 году. Здесь расположен и НИИ "Севкабеля".

На четной стороне Кожевенной линии сохранился один из красно-кирпичных корпусов старого кабельного завода - с тремя крупными окнами лицевого фасада, увенчанного ступенчатым аттиком, и расположенной рядом высокой кирпичной трубой. Он стоит на последнем повороте улицы и замыкает ее - перспективу как со стороны Большого проспекта, так и с противоположной - от предыдущего поворота.

Завершает Кожевенную линию дом № 42, выходящий на площадь Морской Славы. Здесь находится Государственный НИИ навигации и гидрографии, единственный в стране занимающийся комплексом проблем обеспечения безопасности мореплавания, изучением физических полей океана.

» к списку